Звук с сь логопедическое занятие тема транспорт. Логопедическое занятие Звуки и. I. Артикуляционная зарядка

Разработала учитель - логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ "Детский сад "Теремок"

комбинированного вида"

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;

Закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, речевое дыхание;

Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;

Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: пазлы «Совунья», шкатулка с картинками, предметные картинки: лиса, собака, весы, оса, кактус, сова, сумка, ананас, мясо, миска, фикус, снеговик, носки; картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

Ход занятия

1.Организационный момент

Здравствуй, Маша! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай загадку:

«Всех лечит вареньем и чаем,

Зарядку для всех назначает.

Энергичная болтунья,

Догадалась, кто это? »

Правильно, это Совунья. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.

2. Артикуляционная гимнастика

Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.

«Заборчик»

Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Горка»

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз!

«Качели»

А сейчас качели вверх-

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт-

И никто не отстаёт.

«Загнать мяч в ворота»

Мы в футбол с тобой играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку посильней,

Гол забей поскорей!

«Улыбка»

Наш Дениска - озорник

Тянет губки к ушкам.

Посмотрите, — говорит,

Я теперь — лягушка!

«Часики»

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

«Вкусное варенье»

«Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе -

Язычок я подниму

И, остатки оближу».

Молодец! У тебя все отлично получилось.

3. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).

4. Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку».

Посмотри, как много цветов растет на полянке у Совуньи. И на них любят прилетать разноцветные бабочки. Давай подуем на бабочек.

5. Автоматизация звука [С] в слогах.

Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.

са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс

сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос

су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас

со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс

Как красиво у тебя получилось. Совунья очень довольна!

6. Автоматизация звука [С] в словах.

Посмотри, какая красивая шкатулка у Совуньи. И там очень много картинок. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [С] и назови их.

Картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

(Ребенок выполняет задание).

6. Игра «Скажи ласково»

Сад-садик

Лес-лесок

Пояс-поясок

Сын-сыночек

Самолет-самолетик

Сумка-сумочка

Носок-носочек

Сундук-сундучок

7. Игра «Что с чем?»

Лиса с хвостом

Лестница со ступеньками

Сом с усами

Краски с кисточкой

Сахарница с песком

Куст с листьями

Автобус с колесами

Совок с мусором

Скамейка со спинкой

Кастрюля с рисунком

8. Автоматизация звука [С] в предложениях.

Совунья любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние словечки.

Динь-дон, динь-дон

В переулке ходит… (слон)

И рыщут по дороге

Слоны и … (носороги)

Эй, не стойте слишком близко -

Я тигренок, а не … (киска)

На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит… (сон)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

9. Образование притяжательных прилагательных.

Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок у нее получился?

Сок из слив? - сливовый

Сок из ананасов? - ананасовый

Сок из абрикосов? - абрикосовый

Сок из смородины? - смородиновый.

10. Физкультминутка.

Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Совуньей.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук,

Повернись скорей вокруг.

11. Формирование навыка звукового анализа

Игра «Где спрятался звук [С]?»

Совунья приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [С] в словах: в начале, в середине или в конце слова?

(лиса, собака, весы, оса, кактус, сумка, ананас, мясо, киска, миска, фикус, компас, ступеньки, санки, лестница)

12. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра «Один-много»

Совунья любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.

Полоса- полосы

Колбаса-

Оса-

Касса-

Салют-

Сахар-

Сундук-

Сова-

Сад-

13. Развитие мелкой моторики.

Послушай стихотворение про сову и выучи наизус

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

Если соберешь правильно пазлы, то получится протрет Совуньи. Давай соберем и подарим ей.

(Ребенок собирает).

14. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С]».

Совунье очень понравилось, как ты выполняла задания.

Данная разработка будет полезна учителям-логопедам, дефектологам,воспитателям.

Полушина Елена Алексеевна –логопед

ЧДОУ ясли -сад «Еркем-ай»

г Петропавловск Казахстан

Конспект подгруппового логопедического занятия

Буква и звук Сс. Звуковой анализ слова «свинья».

Цель: учить детей выполнять звуковой анализ слова, познакомить с буквой Сс, учить детей различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги; развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Мотивационно-побудительный.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

Организационно-поисковый.

Ребята, вы хотите узнать, кто пришёл к нам на занятие?

Тогда отгадайте загадку:

Вместо хвостика-крючок, вместо носа - пяточек.

Пяточёк дырявый, а крючок вертлявый.(Свинья)

Что вы знаете о свиньях?

Ребята,свинья это не только домашнее животное, но ещё и слово. Из чего состоят слова? А что обозначают буквы? А какие звуки бывают. Вспомним правила. Что можно составить из звуков? А из каких звуков состоит слово «свинья», давайте узнаем. Начертим схему слова. Сколько звуков живёт в этом слове? Надо произнести слово так, чтобы услышать каждый звук. Произносим, выделяем каждый звук. В слове «свинья» сколько звуков, обозначаем это в схеме. Какой первый звук? Произносим, выделяем первый звук. Дадим характеристику звуку «с». Какой это звук? Почему он согласный? Как мы его произносим твёрдо или мягко? Какой фишкой обозначим? Почему? Какой второй звук? Повторяем правило. Произносим слово, выделяем второй звук. Назовите второй звук. Дайте характеристику этому звуку. Почему этот звук согласный? Какой фишкой обозначим? Почему? Какой третий звук?Произносим слово, выделяем третий звук. Назовите третий звук. Дайте характеристику этому звуку. Почему этот звук гласный? Какой фишкой обозначим? Почему? Какой четвёртый звук?Какой это звук? Почему он согласный? Как мы его произносим твёрдо или мягко? Какой фишкой обозначим? Произносим слово, выделяем пятый звук. Назовите пятый звук. Остальные звуки обозначтне самостоятельно.?Сколько слогов в слове Делим при помощи ладошек. Молодцы.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим …

Раз, два! - выше голова,

Три, четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

Продолжаем занятие

Какой первый звук в слове «свинья»? А есть ли у него братец? Назовите его.

А звуки мы можем увидеть? Что нам поможет? Какой буквой мы обозначим эти звуки?

На что похожа буква С?

Научимся писать букву Сс.

А сейчас обозначим все звуки нашего слова «свинья» буквами. Какой звук обозначает мягкий знак

Давайте проверим каой это звук звонкий или глухой?

Придумайте уменьшительно – ласкательные слова к слову «свинья».

Составим и запишем предложения с нашим словом

И гра с мячом « Догадайся и назови ».

Пыль сосет – пылесос, листья падают – листопад, сам катит – самокат,

сам летит – самолёт, сам варит – самовар, снег падает – снегопад.

Рефлексивно-корр и гирующий .

Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось на занятии?

Вы молодцы, хорошо поработали на занятии.

Список использованной литературы:

1.Лопухина И.С. Звуки, буквы, слова. – Спб.: «Корона принт», 2004

2.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Институт практической психологии», 1997

Тема: Звуки [С] и [Сь].

Цель: дифференциация звуков [С, Сь]

Задачи:

Учить детей различать звуки [С] и [Сь];

Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

Обучать детей звуковому анализу слов;

Развитие фонематического слуха;

Зрительной, слуховой памяти и внимания;

Развивать артикуляционную моторику.

Воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки, зеркала, книга.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:

Самая болтливая птица (сорока).

Ночная птица (сова).

Число, следующее за числом шесть (семь)

Птица с желтой грудкой (синица)

Усатая рыба (сом)

Что видим, когда спим (сон)

Цвет моря (синий)

Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)

Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [С] и [Сь]).

Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [С] и [Сь] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.

Артикуляционная гимнастика

А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.

Упражнения: «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка», «Лошадка».

3. Характеристика звуков [С, Сь]

Игра «Гости»

Посмотрите к нам пришли гости. А вы хотите узнать, как их зовут?

Я вам подскажу. Имя девочки начинается со звука [С] Как ее могут звать? (Света, Соня Снежана)

А имя мальчика начинается со звука [Сь]. Как зовут мальчика? (Сема, Сережа).

Какой звук вы слышите в начале слова Соня? (звук [С])

А в слове Сема? (звука [Сь])

А в чем разница между ними? (Звук [С] – твердый, а звук [Сь]- мягкий).

4. Дифференциация звуков [С, Сь] в словах

Игра «Угостим гостей».

Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.

Соню угостим угощениями со звуком [С].

Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).

Дети поднимают те картинки, в которых есть звук [С].

А Сему угостим угощениями со звуком [Сь].

– Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).

А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).

Гости наши теперь сыты.

Игра «Расселим животных».

Посмотрите, Соня и Сема принесли нам книгу. Книга эта о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите в книге одна страница синяя, а другая зеленая. Если слышим звук [С] в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук [Сь] то на зеленую страничку.

– Кого мы поселили на синюю страничку? (собаку, свинью, лису, сорока, соболь)

– Кого мы поселили на зеленую страничку? (поросенка, лося, рысь)

Соня с Семой немного устали давайте немного поиграем.

Физминутка

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

Развитие психических процессов

Игра «Назови детенышей».

Свинья- поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок.

Звуковой анализ слова

Игра «Магазин»

Соню мама послала в магазин и попросила купить там все, что начинается со звука. Возьмите синий карандаш и закрасьте бантики около этих предметов.

Детям логопед раздает картинки со звуками [С, Сь]

Какие предметы нашел Марина? (скакалку, самосвал, стул)

А какие предметы увидела Андрей? (стол, самовар, сок)

Игра «Слово рассыпалось»

А сейчас я буду называть вам звуки, а вы составите слово.

С, О, К - СОК

С, У, П- СУП

С, Л, О, Н- СЛОН

С, И, Т, О- СИТО

После каждого отгаданного слова, дети отвечают какой звук в слове, твердый или мягкий.

Итог занятия

Пришла пора нам возвращаться в группу.

С какими звуками мы произносили и искали слова сегодня? (звуками [С] и [Сь]).


Приложение 4

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема : Звуки [С, Сь]

Цель: учить ребенка различать звуки [С]-[Сь] изолированно, в слогах, в словах, на слух и правильно их использовать.

Задачи:

Развивать фонематическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику;

Учить правильно обозначать мягкость согласного кружком соответствующего цвета;

Формировать навыки звукового анализа.

Оборудование: картинки с изображением язычка, большого насоса и маленьких насосиков, лист бумаги с контурным изображением больших и маленьких насосов, карандаши, таблица из трех пустых окошечек, кружки зеленого и синего цветов, горка с санками.

Ход занятия

Организационный момент с пальчиковой гимнастикой.

Логопед:

Здравствуй, Вася. Сегодня на занятии мы научимся различать звуки [С, Сь]. Отгадай, кто так кричит:

«Кря - кря – кря»?

Раз - два - шли утята.

Три - четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался _

Громко - громко запищал:

- Пи -пи -пи - не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать и разгибать все пальцы правой (затем левой) руки. Начиная с большого, а со звуков «Пи - пи - пи» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебный лес. Знакомство с буквой С»

Цели:

Коррекционные: Закрепить звуки [с] [с’]. Познакомить детей с новой буквой «С». Учить детей составлять и читать односложные слова. Формировать навык чтения слогов, односложных слов.

Развивающие: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу, любовь к природе, лесу.

Оборудование: Предметные картинки: лиса, сурок, соболь, синица, сук; схема на звук «С»; буква «С», кассы букв на количество детей; наборное полотно, мольберты, мяч.

Предварительная работа: Проводились игры: «Летает – не летает», «Будь внимательным», «Придумай слова со слогами», загадывание и отгадывание загадок; заучивание двустиший.

Ход занятия:

I . Организационный момент

Игра «Летает – не летает»: Собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.

Логопед. А теперь назовите, одним словом перечисленные мною летающие предметы.

Дети. Птицы.

Логопед. А из перечисленных птиц назовите только зимующих?

Дети. Сорока, синица.

II . Артикуляция звука [с]

Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие.

Отгадайте, куда мы пойдем.

Его зимой и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели. (Лес)

Логопед. Мы с вами оказались в волшебном лесу. На лесной полянке много пенечков.

Присаживайтесь на пенечки. Какой последний звук в слове лес?

Дети. С-с-с.

Логопед. Посмотрите на схему и расскажите об этом звуке по схеме.

Дети. При произнесении звука «С».

а). Губы в улыбке;

б). Зубы сближены, но не сомкнуты;

в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

г). Передняя часть спинки языка поднимается к верхнимбугоркам и образует с ними щель;

д). Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам;

е). Посередине языка идет плавная струя воздуха;

III .Характеристика звука

Логопед. Дайте характеристику звуку [С].

Дети. Звук [С] — согл., глух., бывает и тв. и мяг.

Логопед. А как я произнесу звук [С] твердо или мягко в словах: Собака, санки, рысь,

IV . Игра «Будь внимательным»

Логопед. Если услышите звук [С] в словах поднимите синий кружок, а звук [С’] –

Лиса, лось, солнце, лист, синица, собака, аист, сентябрь.

V . Знакомство с буквой С

Логопед. В лес волшебный на прогулку нас приглашает пойти новая буква.

Какой мы звук повторили сегодня на занятии? А чем обозначается звук на письме?

Значит, приглашает нас на прогулку в лес буква С. (демонстрирует букву). Скажите на что

похожа буква С? (чтение двустиший о букве С детьми). Назовите букву.

VI . Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

(физкультминутка выполняется 2 раза).

VII . Звукобуквенный анализ

Логопед. У всех людей есть школы, где учатся ребята. В этом лесу тоже есть своя «Лесная

школа». И в эту школу приглашает вас буква С. Послушайте, какая история произошла с

буквой С.

Однажды буква С пошла, гулять в лес, и повстречала там гласную А.

Какой слог образовали эти буквы? Составьте из букв разрезной азбуки слог СА.

Мелькнула между соснами рыжая лиСА. (Логопед ставит изображение лисы, соболя,

прочитайте. (дети составляют слог СО). По веткам Соболь пробежал.

Вышла на полянку буква С и встретила гласную У. (дети составляют слог СУ).

Прислушайтесь как посапывает Сурок.

СИ) тут же желтогрудая синица прилетела, звонко засвистела. Идет дальше буква видит

на суку сосны, висит табличка. На табличке изображен сук.

Составьте в кассе слово сук. Вместо буквы У поставьте букву О. Какое слово у вас

получилось? (слово сок).

VIII . Чтение слогов, слов

Логопед. Солнышко светит ослепительной красой. Направила буква С солнечные лучи

на гласные буквы.

Подружите буквы и прочитайте, что получилось (чтение по цепочке). В лесу мы

побывали, А слова не прочитали. (чтение слов друг за другом, по цепочке).

IX . Дид. игра «Придумай слово»

Логопед кидает мяч детям называет слоги –са, -со, -су, -си. Дети придумывают слова с

этими слогами: сад, сорока, сушка, сироп и т.д. X. Итог занятия Логопед. Какой звук мы

повторили? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня

познакомились? Что вам понравилось на этом занятии?

Учитель-логопед

Багаутдинова Айсылу Фаритовна

МАДОУ Детский сад №12 г. Учалы РБ

Учитель – логопед

Новоазовского я/с №6 « Ласточка»

ПетергеринаВ.А г.Новоазовск Донецкой обл.

Проблема развития фонематического восприятия и слуха является важнейшей при подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию или артикуляции звуки. Нарушение фонематического слуха мешает ребенку овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическими основами, а так же тормозит развитие связной речи.

Поэтому работа над дифференциацией звуков – значимая часть логопедических занятий.

В старшем дошкольном возрасте необходимо развитие умения слышать и различать каждый звук в слове, анализировать звуковой состав слова, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

Развитие фонематического слуха детей необходимо для дальнейшего успешного обучения их чтению и письму, а так же для изучения иностранных языков.

Систематические занятия по дифференциации звуков активизируют фонематическое восприятие, способствуют развитию звуко-буквенного состава слова, являются профилактикой дисграфиии и дислексиии у дошкольников, формируют мыслительные операции противопоставления и помогают ребенку контролировать свою речь.

Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов, развитие речевого дыхания.

Оборудование: Магнитная доска, звуковые схемы слов, предметные картинки со звуком «С» , магнитные буквы, листы для индивидуальной работы, цветные карандаши, картонная Волшебная Снежинка.

Ход занятия.

Организационный этап

Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»

Логопед произносит ряд слов со звуком «С» : сок, санки, сабля, самолёт, Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.

Дети угадывают и отвечают, что это звук «С» . На магнитной доске появляется буква «С» , открываются предметные картинки на звук «С» .

Введение в тему занятия

Логопед говорит: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».

Этап повторения пройденного материала

Логопед говорит: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С» ?

В царстве гласных или согласных звуков?»

Дети отвечают, что это звук «С» - согласный.

Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»

Дети отвечают, что это свистящий звук.

Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С»

Дети отвечают: «В начале, в середине, в конце слова».

Логопед: «Молодцы!»

На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.

Логопед говорит: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит (прячется):

В начале слова (санки, сумка );

В середине слова (носки, лиса );

В конце слова (ананас, автобус )».

Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.

Логопед: «Молодцы!»

Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия

Логопед говорит: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук «С» ».

11. Развитие слухового внимания.

а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.

Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С» , запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):

са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс са – ша – са – са

сэ – со – са – су эс – ос – ус – ас су – шу – су – су

сы – са – сэ – су ыс – эс – ос – ас ша – са – ща – ща

со – су – са – сы ос – ас – ыс – ус зо – со – зо – со

б). Запоминание слов на заданный звук.

Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком «С» :

Солнце село за селом;

Спят синицы, сойки спят,

Спит в воде усатый сом,

Видит сладкий, сладкий сон.

Спит лиса и зайка спит,

Ветер лишь один свистит».

2. Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С – Ц .

Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С » и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С» . Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».

V. Физкультминутка.

А сегодня у зимы новоселье,

Пригласила она на веселье.

Дом построен из сугроба,

А какой он вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога,

А какой он ширины?

Вот такой ширины.

VI. Этап закрепления полученных на занятии навыков.

1. Развитие слухового внимания.

Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С» . У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок ».

2. Различение сходных по звучанию звуков.

Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите

на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С» ».

Дети отвечают: «Сова, ананас, шесть, штангист ».

3. Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.

Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:

На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.

А кокосы высоко, а кокосы далеко».

VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.

Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»

Дети отвечают: «Согласный звук «С» ».

Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!

Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.