Параграф 7 человек в системе социальных связей. Биологическое в человеке

Природа человека имеет двойственный характер, так как она была сформирована не только благодаря биологическому становлению, но и за за счет социального взаимодействия.

Личность – человеческий индивид, который может выступать субъектом общественных отношений, а также имеет свойство сознательной деятельности. В более узком смысле под личностью подразумевают систему качеств человека, которые позволяют ему участвовать в жизни общества.

На формирование личности влияют два фактора: биологический и социальный. Биологический фактор влияет на формирование привычек человека, пристрастий к определенным видам еды, музыки и т.д. Социальный фактор формирует в человеке его роль в общественных отношениях, отношение к другим общественным индивидам, а также к себе.

Многие ученые также выделяют третий фактор – психический. Благодаря психическому фактору человек синтезирует полученную из вне информацию, и принимает либо отвергает ее.

Самосознание и самореализация

Самосознание – процесс осознания человеком себя как сформировавшейся личности, которая может вступать в взаимодействие с другими членами социума, принимать собственный независимые решения и нести ответственность за них.

Самореализация является практическим применением самосознания. Самореализация может выражаться в применении человеком своих талантов, способностей, а также целенаправленного использования возможностей.

Социальное поведение

Социальное поведение – это действие определенного индивида, которое он направляет к другим членам общества. Социальное поведение человека развивается в трех основных направлениях – общение, деятельность и самосознание. На формирование социального поведения влияют такие факторы как традиции, нравственность и мораль.

Единство свободы и ответственности личности

В ходе своей социальной реализации личность самостоятельно выбирает виды социальной деятельности. Этот процесс носит название «социальная свобода». Любое проявление свободы, в том и числе и социальной влечет за собой ответственность.

Свобода личности заключается в возможности предвидеть те рамки, за которые не должна выходить ее деятельность. В социологии 20 века свобода трактовалась не как привилегия личности, а как социальное бремя, которое ограничивает его потребности.

Из подобной теории было выведено негативное и позитивное восприятие свободы личности. Ответственность личности представляет собой некий регулятор, который не позволяет направить свои действия в ущерб социуму

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Познание и знание: истина и формы познания
Следующая тема:   Духовная жизнь общества: культура и духовная жизнь, разновидности культуры

Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности. Социальные связи отличаются по виду, содержанию в зависимости от характера совместной деятельности людей и возникающих между ними отношений. В сфере производства складываются экономические социальные связи.

В сфере политики и права социальные связи возникают на основе соблюдения законов. В сфере управления социальные связи определяются должностным положением субъектов деятельности.

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество.

Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Каждый человек одновременно вступает в несколько видов социальных связей и представляет собой не что иное, как «сгусток» общественных отношений (социальных связей), интегрированных в индивидуальности.

Чем сложнее структура социальных связей, тем большую власть над личностью они приобретают. Иначе говоря, в многообразии социальных связей возникает опасность утраты личностной целостности и подмены ее функциональными проявлениями, когда система подавляет личность, формируя ее индивидуальные качества «под заказ».

Чаще всего связи классифицируют в зависимости от тех отношений, которые лежат в их основе.

Соответственно выделяют связи:

родственно-семейные;

дружеские;

соседские;

профессиональные;

клиентские;

общественные (включенность в разного рода общественные движения, ассоциации и пр.).

56. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость

Человек и исторический процесс

История — это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим.

Долгое время в науке и философии существовала линейная модель исторического развития, согласно которой общество эволюционирует от одной, простой, к другой, более сложной ступени. В настоящее время более корректным считается взгляд о поступательном ходе истории отдельных обществ (культур, цивилизаций), имеющей свой «конец». На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек.

Человек — это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности. Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти. Примером тому в отечественной истории могут быть такие крупные политические и государственные деятели, как Петр Великий, Ленин, Сталин, повлиявшие на ход развития страны на несколько десятилетий или столетий.

Всемирная история задает идеальную модель для воспитания человеческой личности.

33) Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных связей. Роль личности в истории.

Личностью индивид становится, приобщаясь к исторической жизни человеческого рода, перенимая и усваивая исторически сложившиеся формы человеческой деятельности. В своем умственном развитии индивид как бы повторяет (разумеется, в сокращенном виде) историю развития всего человечества, точно так же, как в своем физическом развитии он успевает за девять месяцев утробного существования пережить всю историю органической жизни на Земле — от одноклеточного организма до младенца-человека.

«Мы видим, как то, что в более ранние эпохи занимало зрелый дух мужей, низведено до познаний, упражнений и даже игр мальчишеского возраста, и в педагогических успехах мы узнаем набросанную как бы в сжатом очерке историю образованности всего мира» (Г. Гегель)

Личность и массы

Масса — это особый вид исторической общности людей.

Человеческий коллектив превращается в массу, если его сплоченность достигается за счет игнорирования либо подавления своеобразия личности.

Основными чертами массы являются : неоднородность, стихийность, внушаемость, изменчивость, которые служат манипуляции со стороны лидера. Способность отдельных личностей к управлению массами приводит к упорядочению последней. В своем бессознательном стремлении к порядку масса избирает лидера, воплощающего собой ее идеалы.

Поэтому личность человека, возглавляющего массы, как правило, харизматична, а убеждения, которых она придерживается, бывают утопичны.

Благодаря лидеру масса обретает свою законченную форму, подчиненную реализации некой сверх идеи, сплотившей коллектив.

К числу важнейших атрибутов массы относится безликость, т.е. по определению масса исключает личностное начало, заменяя его коллективным. Поэтому личность, как правило, желает отделения для обретения индивидуальной аутентичности.

В истории философии самоценность личность отмечалась в эпоху Возрождения, мировоззренческой основой которой был антропоцентризм. Философия воспитывала идеал чести и достоинства у человека, благодаря чему он превращался в личность.

С вступлением общества в эпоху капитализма, личностная ориентации уступила место групповой, коллективной. Личность рассматривалась как выражающая общие интересы индивидуальность. В настоящее время примат личного над общественным (массовым) узаконен действующими правами человека.

Свобода и необходимость

Идея свободы как ценности человека всегда была важна для философии, рассматривающей ее сущность и пути достижения.

В общем, сформировались две позиции понимания этой проблемы — гносеологическая («свобода есть осознанная необходимость») и психологическая (учение о «свободной воле»).

В наиболее общем смысле свобода есть способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.

«Необходимое » же на языке философии означает «закономерное», что придает идее свободы смысл некоторого ограничения.

Оказывается, что в проявлениях свободы человек вынуждено, т.е. необходимо ограничен, например, законом, моралью, собственной совестью и т.п. Кроме того, он не свободен от действующих в природе, обществе и культуре законов, которые подчиняют себе любое действие. В этом плане свобода человека понимается всегда относительно чего-либо или кого-либо.

Жизнь человека в обществе накладывает ограничения в связи с реализацией свободы другого человека. Поэтому в философии действует гуманистический принцип, в соответствии с котором считается, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 4807 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной позиции, биологическим началом (человек в данном смысле является высокоорганизованным животным, высшим млекопитающим), с другой позиции, духовным (он обладает способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации).

Подобно другим живым существам, человек имеетвитальные (природно-жизненные) потребности˸ потребность в сохранении жизни, питании, размножении и т. п. Однако природные потребности человека ʼʼсоциализированыʼʼ, ʼʼокультуреныʼʼ, дополнены ʼʼчисто человеческимиʼʼ˸ материальными, духовными, социальными.Материальные потребности отражают необходимость в обеспечении достойного образа жизни. Духовные отражают потребность в развитии внутреннего, в приобщении к ценностям культуры.

Социальные потребности связаны с желанием реализовать профессиональные способности, приобрести социальный статус, с потребностью в общении. Потребности проявляются в интересах и стимулируют человеческую деятельность, развитие человека и общества.

Человек – это социобиологическое существо , у которого в условиях современной цивилизации социальное начало (воспитание, мораль, законы) контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие для формирования нормального человека, развития в нем индивидуальных, личностных качеств.

Люди, с рождения живущие вне человеческого общества, развивали только биологическое начало и даже после возвращения в общество, не прижились в нем. Большую значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность играет труд, практика.

Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием ʼʼиндивидʼʼ.

Индивид – это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или член социальной общности меньшего порядка˸ демографическая единица. Единичность, отдельность являются предпосылкой ᴇᴦο индивидуальности. Для характеристики индивидуальных особенностей человека (характер, темперамент, эмоционально-волевая сфера) существует понятие индивидуальность . Для характеристики духовного начала на протяжении веков используется понятие личности .

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний. Навыков, ценностей, целей. Личность – это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет собственное ʼʼЯʼʼ.

Путь индивида к личности лежит через социализацию, усвоение общественных норм, мышления, образов действий. Благодаря жизненному опыту формируется система ценностных ориентаций, определяется выбор социальных ролей (совокупности обязательных для выполнения норм поведения, само поведение в определенной сфере социального бытия).

Одной из характеристик личности является её автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их исполнение.

Личность также обладает системой качеств (черты характера, особенности мышления и поведения).

Человек в системе социальных связей

Она реализует свои мировоззренческие установки, свою осознанную сущность. На базе знаний и логических способностей формируется ум. Взаимосвязь ума и знаний формирует интеллект, а также рассудок – способность осознавать свое отношение к миру и к себе. В развитии личности проявляются её качества˸ позитивные (гуманизм, воля, честь, совесть, убеждения, скромность, патриотизм, справедливость, верность и т. д.) и негативные (чванливость, цинизм, трусость, нигилизм и т.

Читайте также

  • Обратимся к рассмотрению социальных связей и отношений. Связь и отношение — это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и в пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы.

  • Социальной структурой общества называется совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия. Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни,…

  • — Человек в системе социальных связей.

    Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей.

    Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих… [читать подробнее].

  • — Человек в системе социальных связей

    Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности.

    Социальные связи отличаются по виду, содержанию… [читать подробнее].

  • — Социальная подсистема общества. Человек в системе социальных связей.

    1) традиционный подход: выделяет макро, микро уровни и общности, образ под возд природн сил. 2) второй подход выделяет структуры внутри соц подсистем: а) этническая структура общ-ва (род, племя, народ, нация).

    В совр мире около 800 этнич общ-тей и всего лишь около 200 госуд-в…. [читать подробнее].

  • — Общество и его структура. Человек в системе социальных связей.

    Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т.

    е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции. люди - существа… [читать подробнее].

  • Социальные связи - связи взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени. Исследование системы социальных связей, развивающихся в процессе жизнедеятельности человека, необходимо предполагает изучение его интересов и ориентации, а так же социальных действий и взаимодействий с другими людьми, общностями и т. д. Социальные связи могут выражать зависимость между двумя или несколькими социальными явлениями и признаками этих явлений.

    Опосредствующими элементами этой зависимости выступают ситуационные факторы и личностные особенности индивидов, а также принятая обществом система институциональных социальных норм и средств социального контроля, накладывающих определенные ограничения на характер социальных действий и взаимодействий людей.

    Исходным моментом для возникновения социальных связей является взаимодействие индивидов или их групп для удовлетворения тех или иных потребностей.

    Социальные связи в качестве взаимодействия представляют любое поведение индивида (или группы), имеющее значение для других индивидов (или их групп, или общества в целом) как в данный момент, так и в будущем.

    Под социальным взаимодействием понимается любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом
    сак в данный момент, так и в перспективе.

    отношений, различающихся по социальным позициям(статусам) и ролям (функциям).

    Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.

    Объективная сторона взаимодействия - это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

    Это межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

    Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих
    те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; их обратную реакцию.

    Социальное действие: структура и типы. Теории социального действия.

    Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них.

    Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:

    1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;

    2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

    Вебер выделил четыре типа социального действия.

    Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:

    1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;

    2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;

    3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;

    4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.

    Значительный вклад в теорию социального действия внес Т.

    Парсонс. В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики:

    1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;

    2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;

    3) наличие знаковых механизмов регуляции.

    Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа.

    Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются:

    1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;

    2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;

    3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;

    4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.

    Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом.

    Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

    Важной частью социологической теории социального действия является создание теоретической модели поведения. Одним из главных элементов данной модели выступает структура социального действия.

    Данная структура включает в себя:

    1) действующее лицо (субъект) – носитель активного действия, обладающий волей;

    2) объект – цель, на которую направлено действие;

    3) потребность в активном поведении, которая может быть рассмотрена как особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта;

    4) метод действия – совокупность средств, которая используется индивидом для достижения цели;

    5) результат – новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия, синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

    Любое социальное действие имеет свой механизм совершения.

    Оно никогда не является мгновенным. Для запуска механизма социального действия у человека должна возникнуть определенная необходимость в данном поведении, которая называется мотивацией. Основными факторами активности выступают интерес и ориентация.

    Интерес – это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта.

    В социологической литературе существуют различные подходы к анализу мотивации социального действия. Так, в рамках одной из них все мотивы подразделяются на три большие группы:

    1) социально-экономические.

    В данную группу входят, прежде всего, материальные мотивы, которые сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение);

    2) реализация предписанных и усвоенных норм. В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость;

    3) оптимизация жизненного цикла.

    В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией.

    После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор.

    Рациональный выбор – это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа.

    Возникновение цели может осуществляться двумя различными путями: с одной стороны, цель может сформироваться в качестве некого жизненного плана, носящего потенциальный характер; с другой стороны, цель может быть сформулирована как императив, т.

    е. иметь характер долженствования и обязательности.

    Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т.

    е. самому овладеть миром.

    Социальные действия выступают звеньями цепи взаимодействий.

    Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2125 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

    Основные понятия: социальная структура общества, общность, историческая общность, класс, сословие, род, каста, нация, народность.

    1. Социальная структура общества. Это - единство различных социальных общностей людей с определенной системой взаимодействия. В современном обществе взаимосвязаны и взаимодействуют социальные группы, слои населения и национальные общности. Они вступают в экономические, политические, социальные, духовные отношения, что в свою очередь и образует социальную структуру общества. Основой существования общества является материальное производство, отношения в котором в значительной степени строятся на собственности. Социальные отношения отражают удовлетворение потребностей и реализацию интересов, что делает социальную структуру динамичной. К примеру, в социальной сфере потребностями выступают соответствующие условия труда, потребление материальных благ, образование, быт, отдых, духовная культура, самовыражение в ней человека.

    Социальная структура означает дифференциацию по самым различным признакам: классовым, национальным, профессиональным, возрастным, половым, территориальным. В широком смысле к элементам социальной структуры относят классы, слои внутри классов, группы, нации, народности, роды, семьи, различные возрастные группы.

    2. Исторические формы общности людей. Первой исторической формой общности людей является род. Термин «род» уже указывает на то, что речь идет о коллективе, состоящем из кровных родственников. Род являлся организацией, объединяющей группу людей, скрепленных узами единокровного происхождения, сплоченных коллективным трудом, связанных общностью интересов, языка, обычаев, традиций, элементов первобытной культуры. Основой родовой организации было совместное владение всеми членами рода средствами производства. Внутри родового строя не существовало различий между правами и обязанностями. Разделение труда происходило естественным образом между полами.

    Более широкой формой этнической общности и общественной организации, свойственной первобытно - общинному строю, является племя. Племя возникло в период развитого родового общества из рода как из основной общественной ячейки. Принадлежность человека к племени делала его совладельцом общей собственности и обеспечивала участие в общественной жизни. Племя обладало теми же признаками, что и род, поэтому правомерном употребление общего понятия: «родоплеменная общность людей». Каждое племя имело собственное имя, территорию, общность экономической жизни, языка, обычаев, нравов, религиозных представлений и культовых обрядов. Территория, принадлежащая ему, была, как правило, уже постоянной (в отличие от часто меняющейся территории рода). Она состояла из места поселения и значительного участка для охоты и рыбной ловли. Все соплеменники имели общие интересы. Потребности развития производительных сил вызывают укрупнение первобытных коллективов. Появляются союзы племен, образование которых означало уже начало разрушения родоплеменной организации. Союз племен, по словам Маркса, уже является подобием народа. Процессом, подготовившим формирование народности, является разложение родов и племен на семьи, обладающие уже индивидуальными интересами. В основе такой семьи лежали уже не естественные, а экономические условия. Таким образом, народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладельческого строя и феодализма. Кровно - родственный принцип объединения людей уступил место территориальному принципу.

    Народности при всех различиях между собой являются определенной формой исторически сложившейся общности людей, характеризующейся общностью территории, территориальных экономических связей, единым языком, проявляющимся в его диалектах, и выросшим на основе этих общностей осознанием своей этнической принадлежности.

    Термин «нация» возник задолго до образования нации как особой формы общности людей. Он происходит от латинского «natio», что означает племя, народ. «Чистых» наций нет. Все нации возникли из различных элементов. Нация – новая этническая общность. Нельзя отождествлять понятия нация и национальность. Элементы нации: язык, территория и, самое главное, устойчивая экономическая общность. Это решающее условие. Нация является особой общностью людей, отличающейся большей четкостью расстановки классовых сил, большей полярностью социально – политических и духовных областей классов. В нации присутствуют классовый и национальный моменты.

    3. Разделение общества на классы – это результат действия экономических причин. Образование классов шло двумя путями: через выделение по имущественному признаку либо посредством обращения в рабство пленных. Эволюция классовой структуры начиналась в рабовладельческом и феодальном обществах, где классы существовали в форме каст и сословий.

    Каста – это замкнутая эндогамная группа людей, которые связаны между собой наследственностью, профессией, традиционным занятием. Между членами различных каст не допускались смешанные браки, судьба индивида раз и навсегда определялась рождением в соответствующей касте. Границы между кастами устанавливались государством и церковью. Кастовое деление отчетливо проявилось на Востоке, особенно в Индии, где это деление превратилось во всеобщую иерархическую систему.

    Сословие представляет собой социальную общность людей, определенную законодательно. По сравнению с кастой в сословии принцип наследования соблюдался не столь строго. Право пребывания в том или ином сословии могло быть приобретено или получено от государственной власти. В рабовладельческом и феодальном обществах существовали классы сословия. Сословное деление по которому различались классы устанавливало особое юридическое место в государстве для каждого класса. В капиталистическом обществе граждане юридически равноправны, следовательно, в сословном делении необходимость отпадает. Классы перестают быть сословными.

    Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

    Признаки класса: его место в исторически определенной системе общественного производства, отношение к средствам производства. Роль класса в общественной организации труда, размеры и способы получения доли общественного богатства. В маркистской философии выделяется одно измерение общественных отношений – экономический класс, при этом решающим признаком является отношение к средствам производства. Западные философы выделяют понятие социальная группа, страта. В качестве критерия берутся различия в роде занятий, образовании, доходе, месте жительства. К примеру, М. Вебер выделяет три измерения: класс (отражающий экономическое положение индивидов: определяется богатством и доходом), статус (престиж: определяется авторитетом, влиянием, уважением), партия (власть).

    Классы социально мобильная система. Современные социологи выделяют три класса. Высший – влиятельные богатые династии. Низший – рабочие, наемные работники, занятые физическим трудом в добывающих и производственных секторах экономики. Средний класс – наемные работники, чиновники среднего уровня, инженеры, преподаватели, мелкие собственники.

    Социальная структура современного общества такова, что превалирующее по численности положение в ней занимает так называемый «средний класс», который играет все более значительную экономическую роль. Как показывают многочисленные исследования, происходит новый виток наращивания «среднего класса». Это связано со снижением темпов экономического роста и возникновением новых неэкономических типов деятельности. Новая фаза развития общества называется постиндустриальной волной. Она характеризуется снижением интереса к промышленной и сельскохозяйственной деятельности и вызывает постоянные изменения в условиях жизни человека. Такое общество, по мнению социолога Д. Белла, ориентировано на теоретическое знание, где доминируют интеллектуальные технологии, где большой слой составляют технические специалисты, профессиональные носители знания. В самой социальной структуре постиндустриального общества доминирует вертикальная стратификация. Отсюда отличительной чертой современности становится конфликт между двумя классами: старым средним классом (занятым производством и распределением товаров и материальных услуг) и новым средним классом (занятым производством и распределением символических знаний). Новый средний класс включает не только интеллектуалов, но и всех основных производителей символических знаний – практикующих врачей, медицинских сестер, воспитателей и т.д. «Класс знаний» предъявляет претензии к распределительному механизму, осуществляемому правительством, выступает с позиций общего блага, что выявляет его левую направленность, особенно в Западной Европе.

    БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

    Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов.

    Как известно, человеческая природа двойственна. Человек стал человеком не только в ходе биологической эволюции, но и в процессе общественного развития. Общество весьма ощутимо влияет и во мнoгoм определяет поведение человека.

    Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке рассматривается философами как часть проблемы сущности человека. Он относится к числу «вечных», поскольку однозначного ответа на нeгo нет, как не было ни в одну эпоху. Одни исследователи считают при родное и coциальное в человеке противоположностями, противостоящими друг другу. Другие полагают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве: только при рождении в человеке преобладает природное, а в процессе становления происходит приобретение eгo coциальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть присущих ему природных черт, вернее, их проявления ослабевают. Однако социальные правила человеческогo поведения имеют и свою биологическую основу - внутреннее торможение.

    Существует и такая точка зрения, которая наряду с биологическим и социальным началами выделяет в человеке еще и психическое, которое опосредует (регулирует, упорядочивает) соотношение биологического и социальногo. Сторонники этой точки зрения полагают, что преобразование биологического под влиянием социальных факторов происходит по-разному в зависимости от тoгo, в какой мере эти факторы значимы для субъекта.

    И все же в современных научных дискуссиях oтвepгaются крайние точки зрения на соотношение биологическогo и социального в поведении человека. Сегодня не вызывает сомнения важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого. Вспомните хотя бы судьбу многочисленных маугли, не сказочных, а реальных, выросших среди зверей. Они так и не смогли до конца овладеть человеческими формами поведения, даже вepнувшись в сообщество людей. И напротив, выпускники школы для слепоглухонемых детей в 3aгopcкe (ныне Сергиев Посад), с которыми по специальным методикам занимались психологи и педагоги, смогли не только овладеть opудийной деятельностью, но и реализовать себя в полноценном человеческом поведении. Четверо из выпускников этой школы, сохраняя свои природные недостатки, тем не мeнее окончили психологический факультет мгу, успешно занимались научной деятельностью.

    Вместе с тем успехи генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии и гeнетических факторов на формирование психики человека, eгo способностей и наклонностей. Уже выявлены гeн любви, гeн удовольствия и другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения. Установлено тaкже влияние физиологических и психологических особенностей на формирование способностей и даже таланта.

    Однако следует подчеркнуть: любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Собственно человеческое бытие - это проявление и развитие социальности. Любопытно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти нeразличимы, со временем под влиянием общества приобретают индивидуально-особенные черты (привычки, вкусы, интересы и т. п.). Следовательно, для формирования человека как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает.

    ЛИЧНОСТЬ

    Общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность».

    Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект oтношений и сознательной деятельности. Другое значение - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена тoгo или иного общества.

    В обоих определениях подчеркиваются связи человека как представителя человеческого рода и общества. Попробуем разобраться в этих связях.

    В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, кoтoрые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нopмaми. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

    Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов oдних действий, а в современном обществе - других.

    Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли - работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях: может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи , достойным гражданином и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает « плавание по воле случая».

    Изучение личности через ролевые характеристики нeпременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор poлей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Сравните, например, роли труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается coвершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.

    СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

    Для обозначения поведения человека в обществе oдним из основоположников научной социологии - М. Вебером (1864- 1920) было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения - последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта - является уже « социальным действием ». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в oтнoшении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий.

    Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

    Нравы - такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного кpугa людей под влиянием привычек. Это cвoeгo рода социально предписанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «тaк поступают все». Как правило, нравы - особо оберегаемые и почитаемые в обществе массовые образцы действий.

    Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как cpeдcтво социализации человека, передачи социального и культуpнoгo опыта от поколения к поколению, выполняя функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности.

    Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

    Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, называют социализацией. Она oxвaтывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например средства массовой информации, другие - на oтдельных стадиях жизни.

    В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для кOтopoгo необходимо одобрение группы. При этом человек развивает качества, нужные для эффективного функционирования в обществе. Многие социальные психологи выделяют две ocнoвные стадии социализации. Первая стадия характерна для paннeгo детства. На этой стадии преобладают внешние уcлови я регулирования социального поведения. Вторая cтaдия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.

    Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение ее видов, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д. В сфере общения происходит обогащение кpугa общения человека, углубление eгo coдepжания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного « Я » как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.

    САМОСОЗНАНИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

    Помимо внешних условий поведения человека в обществе , реализации eгo многочисленных социальных связей, важным является самосознание и само реализация личности.

    Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является гOтoвнoCтв человека нести oтветственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

    Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процесс е самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения нaмeченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Американский ученый А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял ее как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, лично значимой деятельности, в процесс е которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

    ЕДИНСТВО СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

    Реализация человеком cвoeгo социального предназначения во мнoгoм зависит от возможности выбирать по cвoему желанию формы жизнедеятельности. Такая возможность определяется понятием «свобода».

    В истории общественной мысли понимание свободы замет но менялось на протяжении веков. В античные вpeмeна свобода понималась как возможность распоряжаться своей судьбой в тех пределах, которые полноправному гражданину полиса предоставляет общественное устройство. Древнегреческие философы Сократ (470/469-399 п. до н. э.) И Платон (428/427-348 гг. до н. э.) считали, что свобода человека ограничена судьбой, или роком. Лишь немногим посвященным дано право проникнуть в промысел богов и попытаться предсказать судьбу, но ни один человек не должен пытаться изменить свою судьбу.

    Еще жестче стоял вопрос о свободе и ответственности человека за свои поступки в представлениях восточных философско-религиозных систем. Например, в буддизме нeсвобода человека предопределена eгo кармой. Избежать предназначенного в будущем человек может только путем следования установленным правилам. Тогда eгo душа в других воплощениях может достичь более высокой степени свободы.

    В христианском представлении свобода человека понималась как действия в границах между божественным предначертанием и возможностью приобщения человека к божественной благодати через преодоление греховности и смертности тела через бессмертие души. Близким к христианскому является и понимание сути свободы в исламе.

    Ренессанс принес иное понимание свободы, сделав упор на гуманистическое (человеческое) начало, трактуя свободу как практически беспрепятственное развитие лучшего, что есть в человеке. Свобода прежде вceгo связывалась с творческим потенциалом человека.

    Новое время обогатило понимание сущности свободы осознанием необходимости, действующей в природе и социуме. Стать свободным - значит осознать те реальные oгpaничения, которые позволяют миру оставаться цельным и разумным, а человеку действовать в соответствии с объективными законами мироздания.

    ХХ век не прибавил оптимизма в отношении свободы человека. С одной стороны, человек становится все более могущественным, но одновременно он все теснее связан с дpугими людьми, все в большей мере зависим от них, от coxpaнения мира, ставшего слишком хрупким на рубеже ХХ и XXI вв. Именно в ХХ в. возникло и распространил ось понимание свободы как тяжкого бремени, которое порой стaновится непереносимым для человека, порождает тpeвoгу
    и даже стремление бежать от свободы. Недаром известное исследование Э. Фромма названо «Бeгство от свободы».

    Существует ли выход, достойный активно действующей личности, для которой не безразличны последствия ее деятельности?

    Видимо, такой выход кроется в различении негативнoгo и позитивного понимания свободы. Негативное понимание рассматривает свободу как «свободу от» - от той предопределенности, которая довлеет над человеком. Такая свобода действительно предстает как тяжкое бремя, нepeдко выглядит иллюзорной, она не дает человеку настоящегo освобождения.

    Другой взг ляд на проблему свободы представляется более позитивным, поскольку он понимает свободу как «свободу для». Уже упомянутый выше Э. Фромм считал такую свободу главным условием роста и развития человека. Она - и величайший дар, и бремя, от кOтopoгo человек может отказаться. Свобода, таким образом, связана с осознанием альтернатив, из которых человек выбирает, нeся ответственность за свои деяния.

    Современные исследования философов и психологов дaют основания для вывода о том, что ответственность выcтупает в качестве внутpeннeгo регулятора социального поведения взрослой личности. И речь здесь идет не о возрасте, а о личностном взрослении. Место внешних условий и oгpaничений, необходимых для ребенка, у взрослого занимают ценности и цели, осознанно и добровольно принимаемые личностью. Взрослому не нужны подсказки и внешние стимулы. Внутренняя свобода личности не ограничивается ее oтвeтcтвенностью, напротив, она обретает в ответственности смысл и предназначение. Неразвитость ответственности или, хуже, безответственность не только мешает человеку стать по-настоящему свободной личностью, но и ставит eгo в зависимость от внешнего контроля, превращая в раба обстоятельств.

    Так проблема свободы пересекается с проблемой отвeтственности. Ответственность - обратная сторона свободы. Она присуща зрелой личности и выражается в осознании себя как причины совершаемых поступков, во внутpeннем контроле за своими помыслами и поступками. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей и общества в целом, а не в узкоэгоистических интересах. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем caмым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

    Таким образом, суммируя сказанное о личности, выдeлим еще раз факторы ее формирования. К ним относятся:

    деятельность , которая предоставляет человеку возможности проявить свои способности, задатки;

    общение , в котором человек вступает в диалог с дpугими людьми, причем не только в непосредственном контакте, но и в диалоге с человечеством через усвоение нpaвов, обычаев, социальных норм и правил;

    творчество , выступающее как синоним свободы, проявляющейся в ситуациях выбора способа и форм индивидуального и социального oтвeтcтвeннoгo поведения.

    Все эти факторы человек реализует в процессе социализации через освоение основных общественных ролей.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

    1 Верное понимание соотношения биологического и coциального в человеке поможет вам ясно строить свою жизненную стратегию, ориентироваться на те социальные обстоятельства, в которых ваша личность сможет реализовать свой потенциал .

    2 Чтобы ощутить себя полноценной личностью, необходимо активное социальное поведение. Избираемый вaми «рисунок» социальных ролей зависит от ваших цeнностных приоритетов: альтруизм или эгоизм и себялюбие, активное действие или пассивное следование в фарватере обстоятельств. Не следует забывать и о «золотом правиле» нравственности.

    3 Не стоит откладывать самореализацию на далекую перспективу. мнoгoe уже сейчас по силам вам и вaшим сверстникам. Если только уповать на будущее, то можно «опоздать жить».

    4 Претендуя на позицию «я взрослый», стоит почаще вспоминать, что взрослость повышает меру oтвeтcтвенности перед собой и другими людьми. Без отвeтcтвeнности не бывает свободы.

    Документ

    Из работы И. п. Эккермана «Разговоры с Гёте ».

    Свобода - странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить caмoгo себя. И на что нам избыток свободы, который мы не в состоянии использовать?

    <..» Если кто-либо имеет достаточно свободы, чтобы вести здоровый образ жизни и заниматься своим peмecлом, то это достаточно, а столько свободы имеет каждый. И потом все мы свободны только на известных условиях, которые мы должны выполнять. Бюргер так же свободен, как аристократ, если он умеет оставаться в тех границах, которые указаны ему богом и сословием, в котором он poдился. Аристократ так же свободен, как правящий князь, потому что если он при дворе соблюдает немногие придворные церемонии, то может чувствовать себя равным государю. Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными. Я во время моих путешествий часто сталкивался с северонемецкими купцами, которые думали, что они становятся равными мне, если бесцеремонно рассаживаются со мною за одним столом; но это не делало нас равными; наоборот, если бы они знали мне цeну и должным образом относились ко мне, то это подняло бы их до меня.

    Вопросы и задания к документу

    1. Почему Гёте Называет свободу «странной вещью»? В чем ее странность?
    2. Как, по мнению автора, человек может обрести свободу?
    3. Какие ограничения свободы допустимы, по мнению автора? Как вы oтнoситесь к рассуждениям автора?
    4. В чем различия трактовок свободы в тексте параграфа и в данном дoкументе?

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Охарактеризуйте основные точки зрения на соотношения биологического и социального в человеке.
    2. Выделите ocновные признаки понятия «личность».
    З. Какие типичные социальные роли определяют социальную сущность coвpeмeннoгo россиянина?
    4. Какие действия человека можно oтнести к социальному поведению?
    5. В каких сферах происходит социализация личности? В чем она выражается?
    6. Что такое самоопределение личности ?
    7. Как связаны между собой самоопределение и самореализация личности?
    8. Какова связь свободы и необходимости?

    ЗАДАНИЯ

    1. С учетом физиологических различий между организмом мужчины и женщины нередко противопоставляют типы поведения в обществе представителей противоположногo пола. Так, «мужскому» типу поведения приписывают культ силы, стремление к господству и подчинению других, а «женскому» - стремление к ненасилию, любви, сотрудничеству. Как бы вы объяснили подобные типические проявления? Выскажите собственное мнение по поводу точки зрения природной предопределенности «женскогo» и «мужского» типа поведения человека.

    2. Русский философ и социолог Е. В. де Роберти полушутя отметил, что тот, кто сумеет дать общепризнанное определение понятия свободы, достоин полной Нобелевской премии. Выступите в роли эксперта, определите, в какой стeпени важно такое определение. Как вы считаете, возможно ли подобное определение?

    Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

    Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма («Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» - сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина).

    Понятие «общественное отношение» некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как «социальный субъект» и «социальная деятельность». Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

    Понятие «общественные отношения» употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов.

    Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

    Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии оказывается классификация всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных. Можно разделить все общественные отношения на два больших класса - класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений. Важнейшим признаком, свойством (атрибутом) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания. В то же время и духовным общественным отношениям в определенной степени присуща объективность (правда, уже в ином плане, чем материальным отношениям - в плане соотнесения общественного сознания с индивидуальным сознанием). Поэтому следует обратить внимание на принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической (материальной) деятельности человека, непосредственно определяются ею. Духовные же отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей (индивидуальное и групповое) и сознанием непосредственно определяясь.

    С позиций материализма материальные общественные отношения рассматриваются как первичные, а духовные отношения - как вторичные. Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных. Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании возникают определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений.

    Деление общественных отношений на материальные и духовные является предельно широким, каждый из этих классов включает в себя множество видов. Классификация материальных отношений осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения и т.д.), в основу классификации духовных отношений кладется структура общественного сознания его формы (тогда выделяют отношения моральные, правовые, религиозные и т.д.).

    При изучении общественных отношений следует обратить внимание на то, что сама их характеристика является одновременно и характеристикой человека как общественного субъекта. Таким образом, рассмотрение общественных отношений в рамках отдельных крупных сфер общественной жизни позволяет понять роль человека в этих сферах жизни общества.

    Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах.

    Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

    Формы организации обучения: работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)

    Ход урока

    I. Организационно-мотивационный этап.

    Чтобы определить тему урока, послушайте исторический анекдот:

    Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: "Вот, Платон, твой человек".

    А вы можете сказать, что такое человек?

    Что станет темой нашего урока? Человек:

    Обособлен ли человек в своем существовании или же он находится во взаимодействии с другими людьми?

    Итак, тема урока "Человек в системе социальных связей".

    II. Цель и задачи урока.

    Исходя из темы, давайте определим задачи урока. С какой стороны можно рассматривать человека? (с биологической и социальной).

    А вот вторая задача урока у меня обозначена, но вы сформулируете её несколько позднее.

    2. ? (Личность).

    На уроке вы будете работать в группах.

    Критерии оценивания работы группы:

    • умение аргументировать свой ответ;
    • умение сотрудничать с группой;
    • умение выражать своё мнение.

    III. Изучение нового материала.

    Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Начнем с того, что попытаемся выяснить соотношение биологического и социального в человеке. По этому вопросу есть разные точки зрения: 1- биологическое и социальное в человеке - противоположности, противостоящие друг другу, 2- биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено

    Задание 1

    • 1 группа должна отстоять точку зрения, что биологическое и социальное в человеке -противоположности, противостоящие друг другу.
    • 2 группа - биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено.

    По ходу работы заполнить таблицу:

    Проверим Таблицу.

    Сделайте вывод. Человек - особое звено в развитии живых организмов на Земле.

    Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

    Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

    Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.

    1) Тип современного человека homo sapiens - человек разумный. Благодаря разуму, мы имеем сегодня то, без чего не мыслим свою жизнь: электричество, телевизор, автомобиль и т.д. Поэтому разум является сущностью человека.

    2) Если разум действительно есть сущность человека, то его голос должен звучать во всех жизненных проявлениях. Между тем этот голос не слышен в любви или в творчестве.

    Вывод: суждения противоречивые т.к. человек существо разумное, но иногда он поступает неразумно (отношение к природе, войны - убивает себе подобных, чего нет в животном мире и т.д.).

    Задание 3

    При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.

    1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид )

    2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид )

    3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества - разума, воли, потребностей, интересов и т.д. (Индивид)

    2 группа

    1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (Индивидуальность)

    2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность)

    3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность)

    Одно из определений записать.

    Задание 4

    Разделите на 2 группы признаки, которые характеризуют индивида и индивидуальность. Высокий интеллект, глаза, интересуется танцами, потребности, карие глаза, характер, остроумная, рост, интерес, активная

    • 1 группа - индивидуальность, 2 группа - индивида
    • 1 группа - индивидуальность - высокий интеллект, интересуется танцами, карие глаза, остроумная, активная (отличия внешние и психологические)
    • 2 группа - индивида - глаза, потребности, характер, рост, интерес (внешние и психологические признаки, которые есть у всех)

    Задание 5

    Определите еще один важный признак человека. Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: "Что ты ищещь, Диоген?". "Ищу человека", отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?

    Личность. Итак, что будет второй задачей нашего урока?

    1. Биологическое и социальное в человеке.

    2.Личность.

    Слово "личность" первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.

    Задание 6

    Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ? Составьте образный портрет личности (коллаж).

    • способность делать выбор (сила воли, характер)
    • несет ответственность за свои дела, поступки
    • трудолюбие
    • целеустремленность
    • творческий подход к жизни
    • неудовлетворенность существующем положением
    • стремление к совершенствованию, к развитию
    • самообразование, самовоспитание
    • проявление активности
    • независимость
    • инициатива
    • предприимчивость
    • своё мнение

    Задание 7

    Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?

    Личность - человек с социально значимыми качествами.

    Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

    Личность - человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.).

    Личность - социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.

    Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?

    Одно из определений записать.

    Задание 8

    Наука выделяет два подхода к личности. Пользуясь схемой, 1группа объяснит первый подход, а второй - 2 группа.

    Первое значение понятия "личность" выражает сущность человека - самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Имеется в виду, конечно, не цвет волос, объем бицепсов или длина ног. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку свойствах разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли держать слово. Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия.

    Второе значение понятия личность, человек рассматривается через набор функций или ролей (на работе, учебе, дома, при этом личность совершенствуется, меняется).

    Какое из определений личности отражает оба подхода?

    Задание 9

    Рассмотрите структуру личности и объясните каждый элемент.

    Структура личности

    • Социальный статус (место человека в системе общественных отношений)
    • Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу)
    • Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения)

    Легко ли быть личностью?

    Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность - это непрекращающееся усилие.

    Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.

    Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.

    Задание 10

    Пользуясь художественным рядом, определите, кого вы можете отнести к личности, а кого нет и почему?

    Гитлер, заливший кровью весь мир, безусловно был личностью. Наполеон, который пытался захватить Россию, был выдающейся личностью. Тем не менее, в России этих людей не уважают и если кто-то назовет любового из них "Личностью" (с большой буквы), это вызовет глубочайшее изумление.

    Как Вы понимаете разницу между понятиями "человеческая личность" и "Личность" (с большой буквы)?

    Приведите примеры великих людей, которых действительно можно считать личностями с Большой буквы, которым вы бы хотели подражать и на кого вы бы хотели быть похожими.

    А себя вы можете назвать личностью и почему?

    Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека.

    Задание 11

    Проанализируйте высказываниями и определите факторы формирования личности и пути, через которые это происходит.

    1. Наша личность - это сад, а наша воля - его садовник. В.Шекспир

    2. Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею. Т.Фуллер

    3. Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан Сент-Экзюпери

    4. Без личного труда человек не может идти вперед; не может остаться на одном месте, но должен идти назад. К.Д.Ушинский

    5. П.И.Чайковский писал: ":в другой раз является совершенно новая самостоятельная, музыкальная мысль. Откуда это является - непроницаемая тайна".

    6. Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г.Белинский

    1. Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родиться без пороков. Но порочным становиться тот, кто их терпит. Из древнеиндийского эпоса.

    2. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя. Сократ

    3. Занимаясь делом, говорят только тогда, когда есть что сказать; но в безделье есть потребность говорить беспрерывно. Ж.-Ж.Руссо

    4. Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. Леббок

    5. Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лищь в сообществе с другими он может сделать многое. А.Шопенгауэр

    6. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Л. Фейербах

    Факторы формирования личности.

    1. Эпоха в которую живет человек. (Зачастую оказывается доминирующим влиянием, которое определяет развитие личности. Эпоха определяет необходимость некоторого набора личностных качеств для осуществления нормального взаимодействия между обществом и его членом. Например, человек каменного века, видимо ставил выше всего взаимовыручку, физическую выносливость, терпеливость, поскольку без этих качеств малочисленные роды не могли бы выжить. Или, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требует от младших одних действий, в современном обществе - других).

    2. Отдельные личности (общество) (как современники, так и живущие в предшествующие исторические эпохи: родители, учителя, литературные герои, популярные личности).

    3. Сам человек.

    Деятельность

    Общение

    Творчество

    Итак, общественные свойства человека обычно определяются понятием "личность".

    IV. Закрепление изученного.

    Задание 12

    Какие сущностные свойства человека отражены в суждении о человеке? Свой ответ аргументируйте.

    "Человек - это животное, отличающееся от обезьян терпением, от попугая - инициативой, от бегемота - беспокойством, а от муравья - размерами".

    (Человек - двуединое существо, принадлежащее миру природы и миру социальных связей и отношений).

    А.Пьерон говорил: "Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека".

    (Только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности).

    Задание 13

    Согласны ли вы со следующим определением индивидуальности? Свой ответ аргументируйте.

    "Индивидуальность - это неповторимый набор красок для шедевра под названием "Личность", но еще вовсе не сам шедевр".

    Обдумайте высказывание и дайте ему оценку.

    И.Кант говорил о личности "Личность это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам".

    (Умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным. Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твердые принципы. А к твердым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека - честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. Причем личностью себя каждый делает сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует).

    Задание 14

    Выполните тест.

    1. Человек от животного отличается тем, что он:

    А) имеет природные инстинкты

    Б) обладает потребностями

    В) не зависит от природных условий

    Г) обладает членораздельной речью

    2. Для характеристики человека как личности в первую очередь учитывают его:

    А) биологические особенности

    Б) тип нервной системы

    В) жизненный опыт

    Г) состояние здоровья

    3. Верны ли следующие суждения о человеке?

    А) Человек есть природный, биологический факт.

    Б) Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.

    а) верно только А

    б) верно только Б

    в) верны оба суждения

    г) оба суждения неверны

    4. Верны ли следующие суждения:

    А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.

    Б) Новорожденный человек еще не является личностью.

    а) верно только А

    б) верно только Б

    в) верны оба суждения

    г) оба суждения неверны

    5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятия "индивид", "индивидуальность" и "личность"?

    А) Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности.

    Б) Личность может не включать в себя понятие индивида.

    а) верно только А

    б) верно только Б

    в) верны оба суждения

    г) оба суждения неверны

    6. Верны ли следующие суждения о личности?

    А) Новорожденный младенец может стать личностью только в человеческом обществе.

    Б) Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого общества.

    а) верно только А

    б) верно только Б

    в) верны оба суждения

    г) оба суждения неверны

    Ответы на тест: 1-г; 2-в; 3-г; 4-в; 5-а; 6-а (проверка с помощью карточек А, Б, В, Г)

    V. Итог урока

    Блезу Паскалю принадлежат следующие слова. Согласны ли вы с писателем? Чем можете аргументировать свое мнение?

    "Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не осознаёт.

    :Всё наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить достойно:" Вывод: - Существует множество теорий, концепций познания человека. Но ни одна из них не дает ответа на вопрос: "Что такое человек?". Возможно, эта задача будет решена в XXI веке т.к. многие ученые утверждают, что XXI век будет "веком человека". Формирование личности происходит в процессе социализации, а что такое социализация и как это происходит, пойдет речь на следующем уроке.

    Домашнее задание: Параграф 7, с. 67-70, эссе "Личность - та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая" И.Ефремов.