IV. Работа с деформированными предложениями. Тема: Предложение. Работа с деформированным предложением II. Сообщение темы урока

, учитель-логопед, МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 83”, г.Северск, Томской области

    1. Развить фонематические процессы.
    2. Укрепить навык звукослогового анализа слова.
    3. Упражнять согласование слов в предложении.
    4. Совершенствовать грамматический строй речи.
    5. Развить умение работать с разными видами деформированных текстов.

    Оборудование:

    Мультимедиа, раздаточные карточки, цветные карандаши.

    Ход урока:

    Звучат неречевые звуки (птицы, животные) – музыкальное сопровождение.

    Что за звуки мы сейчас слышали – неречевые.

    Записать слоги в 2 столбика.

    В 1 столбик слоги с твёрдыми согласными, во второй с мягкими.

    Здо, ок, лю, вя, та, мё, азн, ри, ду.

    Обозначить цветом твёрдость и мягкость согласных звуков.

    Звукобуквенный анализ слова.(слайд 3, 4)

    Из ряда слов составить предложение (на слух)

    • Дымок, идёт, труба, из
    • Орехи, в, белка, прячет, дупло
    • Речка, лёд, покрыт.
    • Лодка, на, старый, дно, ушла

    Ранней осенью.

    Цветы увяли.

    Кудрявая травка.

    Наступила осень.

    Пожелтела трава.

    Гнёзда птиц.

    Промочило дождём.

    Замолкли птицы.

    Идут дожди.

    Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.(слайд 5)

    Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.

    Исправьте предложения, если в них есть ошибки. (слайд 6)

    Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

    Из двух простых предложений составить одно – сложное, используя союзы.

    и, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

    Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

    ________________________________________________________________________

    Солнце светит ещё ярко. Звери уж готовятся к зиме.

    ________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

    ________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные дни.

    ________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    Какими звуками мы пользовались на уроке? (речевыми и неречевыми)

    Из чего состоит наша речь?

    Какое задание вам наиболее запомнилось?

    Какое задание вызвало наибольшее затруднение?

  • Работа с деформированным текстом.

    1.Из слов каждой строчки составить предложение. Записать. Дать название рассказу.

    _____________________

    Земля, голая, промёрзла.

    Вечеру, потеплело, к.

    Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.

    Больше, их, становилось, всё.

    Хлопьями, снег, повалил.

    2.Определить, сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений.

    Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

    3. Восстанови деформированный текст. Расставь номера предложений.

    Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
    Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
    Любе подарили котенка.
    На стуле лежала шляпа.
    Видны только белые лапки.
    Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
    Вот какой шалунишка!

    4. Составь предложения из слов, озаглавь текст и запиши текст.

    _________________________________

    Осторожный, и, лиса, зверь, хитрый
    На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней
    Красивая, у, мордочка, лисы
    Хорош, хвост, особенно
    Рыжими, на, переливается, солнце, он, искрами.

    5. Восстанови деформированный текст. Запиши текст.

    Отец похвалил его за правду.

    Он решил узнать, кто разбил чашку.

    Мальчик сказал правду.

    Пришёл отец.

    Мальчик разбил дорогую чашку.

    6. Прочитай. Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст. Запиши текст.

    Варя просила его петь.

    Там он будет весь день петь.

    Чиж жил в клетке и ни разу не пел.

    У Вари был чиж.

    Но чиж хотел на волю.

    7. Составь предложения из слов, озаглавь текст. Запиши текст.

    _______________

    По, заяц, болоту, скакал

    Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да

    Косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится

    Громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться

    Заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся

    В, стая, снегу, в живёт, куропаток

    Вылетают, болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают

    Опять, в, поклюют, снег, и

    Заметит, снегом, кто, под, их

    8.Из слов каждой строчки составь предложения. Озаглавь полученный текст и спиши.

    не совсем, ещё, роса, сошла

    как в серебре, листья, сверкают

    бабочки, порхают, весело

    деловитые, жужжат, пчёлы

    9. Составь предложения из слов каждой строки. Подумай, куда можно вставить предложение «Стал дуть изо всех сил и … запутался в белых парусах». Спиши текст.

    ветер, морю, к, синему, прилетел

    парусный, качался, волнах, кораблик, на

    решил, его, ветер, потопить

    а, по, только, быстрей, морю, кораблик, помчался

    10.Составь предложения из слов каждой строки и запиши текст.

    Подарок.

    щенка, на, подарили, день, Петьке, рождения

    подарок, это, дорогой, был, самый

    о, мечтает, ведь, собаке, каждый

    говорил, в, о, школе, своём, Петька, дружке, только, и, маленьком

    Торопыгой, назвал, его, он

    стал, откликаться, имя, на, щенок, сразу, это

    в, пришлось, гости, напроситься

    пакет, колбасы, кошку, я, в, и, положил, кусок, плюшевую

    погоняется, ней, Торопыга, за, пусть

    11.Составь предложения из слов каждой строчки. Поставь в конце предложений знаки. Придумай заголовок. Запиши текст.

    1. в, извилистая, уводит, тропинка, лес
    2. на, лучи, полянах, играют, солнца, изумрудных
    3. сверкает, это, что
    4. дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики
    5. пестрит, в, от, глазах, цветов
    6. в, как, лесу, летом, красиво

    12.Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст. Спиши текст.

    На ней растут цветы. __Большие цветы золотыми головками качают. __Есть у нас во дворе клумба. __Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. __А маленькие цветы лепестками машут. __Это так красиво!

    13.Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст. Спиши текст.

    У него голубая крыша и длинная ножка. __А живёт в домике весёлая птица скворец. __Стоит у нас в саду домик. __Скворец всё лето поёт, а осенью улетает. __Кто же там живёт?


    Конспект подгруппового занятия

    В старшей группе ОНР 3 уровня.

    ТЕМА: «Составление описательного рассказа «Моя улица» по опорным предметным картинкам»

    ЦЕЛЬ: обучать детей составлению рассказа с опорой на предметные картинки

    ЗАДАЧИ:

    образовательные:

    Расширять и активизировать словарь по теме

    Упражнять в умении составлять распространённые предложения

    Активизировать у детей словарь прилагательных и антонимов

    Продолжать работу с деформированными предложениями

    коррекционные:

    Развивать общую моторику и координацию движений

    Развивать память, логическое мышление

    воспитательные:

    Воспитывать самоконтроль за речью

    Воспитывать чувство любви к своему городу, улице

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: решение противоречий, игра – соревнование, игры «ночь – день» , «умный мишка», «скажи, какая твоя улица»

    ОБОРУДОВАНИЕ: текст стихотворения «Прогулка по городу»; большая сюжетная картина «Город»; опорные картинки с изображением домов, школы, детского сада, больницы, магазина, парка, детской площадки, почты, деревьев, клуба; воздушный шарик; игрушка мишка, клубочек с нитками

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: целевые прогулки по городу, рисование на тему «Дом, в котором я живу», аппликация «Наша улица», конструирование из строительного материала «Город», работа с родителями по изготовлению макетов домов

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Организационный момент.

    Лог: Здравствуйте, ребята!

    Наступил новый день.

    Заниматься нам не лень!

    В круг всех я приглашаю,

    Новых встреч всем обещаю!

    (упражнение «Здравствуйте» для развития общей моторики, чувства темпа и ритма - дети показывают движения)

    Я здороваюсь везде – дома и на улице, прикладывают руки к груди, разводят в стороны

    Даже «здравствуй» говорю я соседской курице. показывают крылья курицы

    Здравствуй, солнце, золотое! разводят пальцы над головой, показывая лучи

    Здравствуй, небо, голубое! поднимают руки вверх, смотрят на руки

    Здравствуй, вольный ветерок! качаются в стороны

    Здравствуй, маленький дубок! соединяют локти, как ствол дерева

    Здравствуй, утро, здравствуй, день! повороты вправо - влево

    Нам здороваться не лень! наклон вперед, руки в стороны

    Чтение стихотворения логопедом:

    В ясный день любой готов выйти на прогулку.

    Сколько в городе домов, улиц, переулков,

    Но того, что он большой, нечего страшиться.

    Только помни адрес свой, чтоб не заблудиться.

    Лог: У меня в руках клубочек, ниточку от клубка вы будете передавать друг другу,

    и называть свой домашний адрес.

    2. Игра «Кто больше»

    В процессе игры дети вспоминают названия улиц города Альметьевск. Выигрывает тот, кто назовёт как можно больше. За правильный ответ дети получают звёздочку, затем подсчитывают количество, определяя победителя.

    3. Составление распространённых предложений.

    (на столах у детей предметные картинки по теме)

    В нашем городе много улиц. В нашем городе много (каких?) красивых, зелёных, чистых, тихих, широких, длинных улиц.

    (аналогично: много домов, парков, детских садов, школ, магазинов, больниц, детских площадок, деревьев, почт, клубов)

    (картинки уносятся на панно)

    4. Игра «Ночь-день» на развитие памяти.

    (логопед убирает одну картинку)

    Чего не стало в нашем городе? (в нашем городе не стало домов, и т.д.)

    5. Игра «Назови ласково» (дети встают в круг, ловят воздушный шар, называют слово в уменьшительно-ласкательной форме)

    дом магазин

    дерево двор

    город дорога

    улица площадь

    (упражнение на развитие мимических мышц лица)

    Покажите, как вам нравится в городе (радость)

    Там мы встретили фокусника (удивление)

    Но он не стал показывать нам фокусы и быстро ушел (грусть)

    (упражнение на развитие дыхания)

    Вдох – погладь свой нос

    От крыльев к переносице.

    Выдох – и обратно

    Пальцы просятся.

    Пальчиком ноздрю закрой,

    Подыши ноздрей другой.

    Пальчик быстро поменяй,

    Упражненье повторяй!

    (дети выполняют упражнение стоя, дышат ровно, спокойно)

    Работа с деформированным предложением.

    «Распутай предложение»

    дом около детский сад стоит

    магазин возле школа находится

    построили больница около парк

    (дети составляют предложения)

    Физминутка.

    - по ходу стихотворения дети выполняют движения, даётся установка

    на выполнение движений с правой руки:

    Мы по городу шагаем, много видим, называем:

    Светофоры и машины, больницы, школы, магазины.

    Скверы, улицы, мосты, и деревья, и кусты.

    - пальчиковая гимнастика по этому стихотворению с отработкой слоговой структуры слов.

    8. Составление рассказа «Моя улица» по опорным предметным картинкам.

    Дидактический материал по русскому языку
    Карточки по развитию речи по теме:

    «Предложение. Текст. Работа с деформированным текстом» 1 класс

    Памятка

    1 . Прочитай предложения.

    2 . Подумай, какое предложение надо написать первым.

    3 . Установи последовательность событий.

    4. Запиши предложения в правильном порядке.

    5 . Проверь, правильно ли ты списал.

    Карточка № 1.

    Стрекочут кузнечики.

    По дороге они встретили мышонка.

    Пошли дети гулять.

    А вот куда-то спешит лягушонок.

    Хорошая прогулка!

    В траве шуршит шмель.

    Ласково в лесу шумят ели и сосны.

    Карточка № 2.

    Напишите предложения по порядку.

    Придумайте название для текста.

    Недалеко от его норки течёт шумный

    ручей.

    Много разных зверей обитает в лесу.

    Он живой и весёлый зверь.

    Перед едой зверёк моет добычу.

    Под высокой сосной живёт енот -полоскун.

    Карточка № 3.

    Напишите предложения по порядку.

    Придумайте название для текста.

    Люди собирают её поздней осенью.

    Чудесная ягода клюква прячется на болоте.

    А дома из клюквы сварят кисель или

    компот.

    Эту полезную и вкусную ягоду все

    любят.

    Карточка № 4.

    Напишите предложения по порядку.

    Придумайте название для текста.

    Орёл делает его из толстых сучьев.

    Разные бывают птичьи домики.

    Самый красивый домик у пеночки.

    Самое большое гнездо у орла.

    Пеночка часто украшает своё жильё

    цветной бумагой.

    Карточка № 5.

    Напишите предложения по порядку.

    Придумайте название для текста.

    Там лежат берёзовые листики.

    На зиму ёжик сладко уснёт в своём

    гнёздышке до весны.

    Зверёк устроил в саду своё гнёздышко.

    Оно тёплое.

    У Алёши на даче живёт ёжик.

    Он ловит мышей.

    Карточка № 6.

    Напишите предложения по порядку.

    Придумайте название для текста.

    Артистам подарили цветы.

    Мы пошли на концерт.

    Они спели песни о друзьях, маме, весне.

    На сцене выступали певцы.

    Под конец концерта выступал цыганский хор.

    Карточка № 7.

    Напишите предложения по порядку.

    Придумайте название для текста.

    Всем весело у хорька.

    А это маленький хомяк принёс Кеше

    хризантемы.

    Хохотушка черепаха подарила хорьку

    хурму.

    У хорька Кеши сегодня день рождения.

    Карточка № 8.

    Напишите предложения по порядку.

    Придумайте название для текста.

    Вот розы в вазе нарисованы красками.

    Хороши картины Саши!

    Вот корабль в море.

    Саша – художник.

    Вот лохматый котёнок охотится за

    мохнатым шмелём.

    Карточка № 9.

    Напишите предложения по порядку.

    Придумайте название для текста.

    Трещат сороки.

    За рекой берёзовая роща.

    Стучат дятлы.

    Она полна звуков.

    Поют иволги.

    Карточка № 10.

    Напишите предложения по порядку.

    Придумайте название для текста.

    Мороз расписал окна удивительными

    узорами.

    Вот и зима наступила.

    И на стекле розы!

    А на окне у мамы белые и красные

    розы.

    Карточка № 11.

    Напишите предложения по порядку.

    Придумайте название для текста.

    В лесу поспела малина.

    Вот так малинник!

    Кусты высокие, а малина крупна и красна.

    Марина и Лена в лесу собирают

    малину.

    Карточка № 12.

    Напишите предложения по порядку. Придумайте название для текста.

    На ней длинная и пушистая шерсть.

    Особенно хорош хвост.

    Лиса - осторожный и хитрый зверь.
    У лисы красивая мордочка.
    Он переливается на солнце рыжими искрами.

    Карточка № 13.

    Напишите предложения по порядку.

    Придумайте название для текста.

    Варя просила его петь.

    Там он будет весь день петь.

    Чиж жил в клетке и ни разу не пел.

    У Вари был чиж.

    Но чиж хотел на волю.

    Карточка № 14.

    Напишите предложения по порядку.

    Придумайте название для текста.

    Отец похвалил его за правду.

    Он решил узнать, кто разбил чашку.

    Мальчик сказал правду.

    Пришёл отец.

    Мальчик разбил дорогую чашку.

    1.Из слов каждой строчки составить предложение. Записать. Дать название рассказу.

    _____________________

    Земля, голая, промёрзла.

    Вечеру, потеплело, к.

    Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.

    Больше, их, становилось, всё.

    Хлопьями, снег, повалил.

    2.Определить, сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений.

    Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

    3. Восстанови деформированный текст. Расставь номера предложений и запиши их в правильном порядке.

    Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
    Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
    Любе подарили котенка.
    На стуле лежала шляпа.
    Видны только белые лапки.
    Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
    Вот какой шалунишка!

    4.Составь предложения из слов каждой строки и запиши текст.

    щенка, на, подарили, день, Петьке, рождения

    подарок, это, дорогой, был, самый

    о, мечтает, ведь, собаке, каждый

    говорил, в, о, школе, своём, Петька, дружке, только, и, маленьком

    Торопыгой, назвал, его, он

    стал, откликаться, имя, на, щенок, сразу, это

    в, пришлось, гости, напроситься

    пакет, колбасы, кошку, я, в, и, положил, кусок, плюшевую

    погоняется, ней, Торопыга, за, пусть

    Спишите. Выделите орфограмму жи - ши .

    Спишите. Выделите орфограмму жи - ши .

    У Даши душистые ландыши. У Наташи и Гриши живут ежи и чижи. Пушистый кот Рыжик живёт у Серёжи и Алёши. Пиши, но не спеши. Пушистая снежинка лежит на шишке. У Маши и Яши машина. У Маши карандаши. У Глаши лыжи. У Серёжи были ошибки. Это наши пушистые мыши.

    Спишите. Выделите орфограмму чк - чн .

    Спишите. Выделите орфограмму чк - чн .

    Дочка кормит птичку – синичку. На ёлочке сидит белочка. В речке плавает щучка. Зажги свечку от печки. На кочке лежит прочная бочка. Точка в конце строчки.