Глаголы которые обозначают что действия совершаются постоянно. Как формируется судьба? Что это такое

Настоящее время. Формы настоящего времени имеют следующие разновидности значения и употребления:

  • значение конкретного действия, которое осуществляется в момент речи и имеет ограниченную длительность: Вон каменщики мостят улицу (А.Н. Т.); Я читаю книгу;
  • значение действия неопределенной длительности, постоянно совершающегося: Несколько морей омывают берега нашей страны;
  • действие или состояние, выражающее свойство, качество лица-предмета: Он славно пишет, переводит (Гр.);
  • действие, охватывающее некоторый отрезок времени: У каждого имеется свой запас прочности.

Форма настоящего времени употребляется для живописного изображения событий прошлого, а также во всех случаях, где используются экспрессивные приемы речи. Такая форма настоящего времени соответствует как прошедшему несовершенного вида, так и прошедшему совершенного вида и называется настоящим историческим: Знакомятся они, потом дружатся, потом не могут уж расстаться и целые проводят вместе дни (Кр.).
Форма настоящего времени от глаголов движения иногда выражает действие ближайшего будущего: Уходим завтра в море.

Прошедшее время. Особенности значения форм прошедшего времени связаны с их принадлежностью к совершенному или несовершенному виду. Прошедшее время глаголов несовершенного вида выражает действие как факт прошлого (совершившегося дол момента речи) и используется при описании: Всю первую половину мая шли дожди (Гарш.).
Прошедшее время глаголов совершенного вида имеет несколько значений, которые не являются строго разграниченными:

  • завершенность действия в прошлом: Погиб Поэт! - невольник чести - пал, оклеветанный молвой (Л.);
  • последовательность завершенных действий, смену одного такого действия другим: Князь Багратион приостановил свою лошадь, узнав князя Андрея, кивнул ему головой (Л. Т.);
  • сохранение в настоящем результата завершенного действия: Посмотри - какая мгла в глубине долин легла (Полонский).

К особым случаям выражения прошедшего времени относятся:

  • многократность действия с оттенком давности ("давнопрошедшее время"): А вот камин; здесь барин сиживал один. Здесь с ним обедывал зимой покойный Ленский, наш сосед (П.);
  • повторность действия: Бывало, писывала кровью она в альбомах нежных дев... (П.);
  • начатое, но прерванное действие: Тут он было вышел, но остановился в дверях... (П.);
  • внезапно-мгновенное действие, выраженное междометными глаголами (типа шмыг, хвать, шлеп и др.): Легче тени Татьяна прыг в другие сени (П.);
  • мгновенно-произвольное действие: Положил я его на стол, чтобы ему операцию делать, а он возьми и умри у меня под хлороформом (Ч.).

Будущее время. Формы будущего времени различаются как по образованию, так и по значению. Будущее время глаголов несовершенного вида образуется сочетанием форм будущего времени вспомогательного глагола быть и неопределенной формы спрягаемого глагола (буду носить) и называется будущим сложным. Будущее время глаголов совершенного вида имеет одинаковые окончания с настоящим временем и называется будущим простым (понесу).
Будущее сложное по значению однородно: оно всегда обозначает действие, которое будет происходить после момента речи: Как управлять ты будешь под грозой, тушить мятеж, опутывать измену? (П.).
Будущее простое имеет разнообразные значения. Основным значением будущего простого является обозначение результата действия безотносительно к моменту речи: Так если сей неведомый бродяга литовскую границу перейдет, к нему толпу безумцев привлечет Димитрия воскреснувшее имя (П.). В этом результативном значении будущее время используется в пословицах и поговорках: Проголодаешься, так и хлеба достать догадаешься (погов.). Кроме основного значения, будущее простое может обозначать действие, относящееся к настоящему или прошедшему времени. Синонимичность будущего простого формам настоящего времени чаще наблюдается в описаниях, при употреблении рядом форм настоящего и будущего времени: Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (П.).
Для обозначения действий, совершающихся в прошлом, будущее простое употребляется в сочетании с прошедшим временем глаголов несовершенного вида: Герасим глядел, глядел, да как засмеется вдруг (Т.), а также с частицей бывало и частицей как (в восклицательном предложении): А матушка-то, бывало, прикроет синие глаза да как заведет песню на великую высоту (М. Г.); Как царица отпрыгнет, да как ручку замахнет, да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет (П.).

Задачи и тесты по теме "Глагол. Основные значения форм времени"

  • Инфинитив. Образование временных форм. Глагольные приставки и суффиксы

    Уроков: 2 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам - Глагол как часть речи 4 класс

Глагол - часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.
Глаголы делятся на переходные и непереходные.
Глаголы изменяются по наклонениям.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми.
Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.

Виды глагола

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида - что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением.
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки.
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Переходные и непереходные глаголы.

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными. , если действие прямо не переход на другой предмет.
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь) .

Возвратные глаголы.

Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Наклонение глагола.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда опускается.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее и будущее простое.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б) . Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы ы повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном - -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка , которая несколько смягчает приказание.

Время глагола.

Настоящее время.

Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи.
Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда.
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Прошедшее время.

Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи.
При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время.
Глаголы в форме прошедшего временя образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л- .
Глаголы в неопределенной форме на -чь, -ти, -нить (несовершенного вида) образуются формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л- .
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе - по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.

Будущее время.

Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.
Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глаголов несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида. От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое , от глаголов несовершенного вида - будущее время составное.

Морфологический разбор глагола.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
в) переходность.
3. Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.


Части речи

И у меня начинаются сомнения: а вдруг ему не сделали укол. Умом я понимаю, что это бред. Но ничего не могу с собой поделать и продолжаю снова и снова вспоминать все подробности нашего похода, вспоминать как делали укол, прокручивать каждое слово и движение. Искать доказательства. Доставать из мусорного ведра вату, какую дали после укола. Потом еще раз перепроверять и снова лезть в ведро с мусором, чтобы найти ее. Таких примеров множество. До недавнего времени я боялась проглотить инородное тело и когда в моих руках оказывался мелкий острый предмет, который я выбрасывала либо убирала, я потом по сто раз перепроверяла, точно ли я выбросила его или убрала. Хотя понимала, что это абсурд. Еще пример: я выиграла приз в конкурсе. Встретилась с человеком, забрала. Проходит пара дней и я начинаю думать: а вдруг я отдавала деньги за него, хотя это подарок. И вот я опять вновь и вновь прокручиваю в голове до мельчайших подробностей встречу с этим человеком, чтобы убедить саму себя в том, что я не отдавала никаких денег. Ищу факты, доказательства. И так одно событие сменяется другим изо дня в день. Я постоянно думаю обо всем этом бреде, не могу расслабиться. Покормила ребенка и спустя пять минут думаю: а точно ли я его покормила и вспоминаю то и дело как кормила, как он жевал, каждое действие стараюсь вспомнить, чтобы убедить себя, что он сыт и все хорошо. А иногда в голову приходят ложные воспоминания. Я не так давно ехала в лифте с подозрительным парнем, от которого жутко воняло бензином. А позже он подходил к моей маме и просил денег. Видимо, он наркоман. Я тогда очень перепугалась, оказавшись с ним в лифте, так как видела, что он "под кайфом". Слава Богу, ничего не произошло, я вышла на своем этаже, а он поехал дальше. Хотя после поездки с ним сердце у меня бешено колотилось от страха. А на следующий день я посмотрела передачу, в которой девушка рассказывала, что ее изнасиловали в лифте. И тут меня понесло. Я подумала: а вдруг он меня изнасиловал. И стала до мельчайших подробностей вспоминать как мы ехали, как заходила в лифт и выходила. А моя бурная фантазия рисовала жуткие картины, будто бы он меня насиловал. Хотя умом я понимаю, что это бред, т помню, что такого не было. В общем, у меня постоянно присутствуют страхи и сомнения во всех моих действиях, даже если они были совершены минуту назад. На всем заморачиваюсь. Переживаю, что что-то сделала не правильно, что меня обманули. Я прочитала в инете, что это вероятнее всего ОКР или невроз. Хотела бы услышать ваше мнение по этому поводу и как мне выйти из этого состояния. Просто уже надоело думать обо всяком бреде и вспоминать одно и то же по сто раз, а тем более перепроверять. Только пока ничего не могу с собой поделать.

Иногда даже здоровый человек может обнаружить у себя внезапное желание постоянного наведения чистоты, либо начать считать все движущиеся навстречу автомобили. Обычно такое желание мимолётно, оно быстро и бесследно исчезает. Если же подобные состояния посещают человека постоянно или возникают с завидной периодичностью, психиатры говорят о возможности развития такого расстройства психики, как невроз навязчивых движений.

Что это такое?

Синдром навязчивых движений входит в целую группу и неврозов. Иногда этот синдром ошибочно обозначается как невроз навязчивых движений, хотя чаще всего подобное состояние является одним из симптомов обсессивно-компульсивного расстройства психики. В этом контексте под синдромом навязчивых движений подразумеваются непроизвольно возникающие и несвойственные личности повторяющиеся действия. При этом человек сохраняет способность к критической оценке своего состояния, пытается бороться со своими навязчивостями.

В психиатрии такие повторяющиеся движения и действия называются компульсиями. Типичными компульсиями являются проверки, очистки, упорядочивание предметов, повторение бессмысленных действий или пересчитывание объектов.

Свойства компульсий:

  • Желание совершить какое-либо действие интенсивно и настойчиво;
  • К синдрому навязчивых движений обычно добавляется переживание тревожного страха;
  • Компульсии переживаются, как нечто чуждое;
  • Человек понимает иррационализм и абсурдность своих навязчивостей. Это относится примерно к 80% больных;
  • Человек страдает от компульсий, испытывая сильнейшее желание противиться им.

Обычно невроз навязчивых движений имеет одну из двух форм:

Собственно навязчивые движения — такие автоматические движения, как накручивание волос на пальцы, ломания карандашей, вычерчивание фигурок на бумаге, бессмысленная перестановка посуды на столе, обгрызание ногтей, подёргивание уха. К таким действиям относят также покусывание губ, прищёлкивание пальцами, шмыганье носом, одёргивание одежды, бесконечное потирание руками… Почти все такие действия совершаются неосознанно, человек их совсем не замечает. При напряжении воли их можно временно контролировать или вообще не делать, однако как только внимание отвлекается на что-либо другое, навязчивости проявляются снова.

Ритуалы (обряды) - если помимо навязчивых действий у больного присутствуют такие синдромы расстройства, как фобии, тогда человек создаёт обряды. Такие ритуалы (часто длительные, сложные) нужны человеку для защиты от ожидаемой беды либо успокоения при гнетущих сомнениях.

Если к синдрому двигательных навязчивостей добавляются обсессии (), тогда говорят о развитии обсессивно-компульсивного расстройства.

Причины развития

Достоверная причина возникновения синдрома навязчивости неизвестна. В числе наиболее вероятных указываются такие причины:

Биологические — родовые травмы; некоторые заболевания, например ; функционально-анатомические особенности головного мозга — левшей с таким синдромом больше; наследственность; нарушение обмена нейромедиаторов; инфекционный фактор.

Психологические — психотравмы, застревание на анально-садистической фазе, различные акцентуации, ананкастные черты характера.

Социологические — строгое религиозное воспитание, попытки моделирования окружающей обстановки и неадекватный ответ на специфические ситуации.

Проявления у взрослых

Обычно такой синдром возникает у взрослых лиц мыслительного типа характера с тревожно-мнительными чертами. Главный этиологический фактор – хроническая психотравма. Распространённость синдрома у взрослых - около 2 %. Мужчины и женщины заболевают одинаково. Часто синдром навязчивости развивается в возрасте от 15 до 25 лет. Уровень интеллекта и образованности пациентов с расстройством двигательных навязчивостей выше, чем в среднем по популяции.

Если говорить о механизме возникновения навязчивых движений у взрослых, то чаще всего такой синдром является проявлением психологических защитных механизмов, используемых для снятия тревожности и получения контроля над своими импульсами.

Как это происходит у взрослых людей? Человек внезапно обнаруживает, что определённое действие облегчает тревогу, связанную с навязчивой мыслью. Тогда оно начинает совершаться периодически. Так, изначально помогающее снятию тревожности действие фиксируется, превращаясь в приобретённый паттерн поведения.

Обычно взрослый пациент осознает всю нелепость таких навязчивых действий либо ритуалов, пытается бороться с ними, но безуспешно.

Двигательные навязчивости могут возникать и у здоровых взрослых людей. Их возникновение провоцируют переутомление, общая астенизация или недосыпание.

Проявления у детей

Невроз навязчивых движений у детей проявляется двигательными навязчивостями в сочетании со страхами. Синдром навязчивых движений у детей может проявляться в самых разнообразных видах. Чаще всего встречается гримасничанье и навязчивые тики. Среди детей отмечают преобладание этого синдрома у мальчиков. С самого раннего детства эти дети застенчивы и пугливы, они боятся всего нового, опасаются самостоятельности.

Отличительной особенностью детского невроза навязчивых движений является то, что дети раннего и младшего школьного возраста некритично относятся к такому состоянию. Причинами возникновения навязчивых движений у детей становятся: разные фобии, противоречивый тип воспитания, нереальные требования к ребёнку, критика и насмешки со стороны родных.

По своим проявлениям двигательные навязчивости очень вариативны:

  • Навязчивые тики. Они бывают простыми (подёргивание щекой, мигание) или сложными (вращение руками, выкручивание пальцев);
  • Автоматизированные движения. К ним относится похлопывание, пощипывание либо поглаживание разных участков на теле, пощёлкивание пальцами, накручивание волос на палец, вытирание лица платком и пр;
  • Деструктивные привычки. Это сосание пальцев, обгрызание ногтей, выдёргивание волос. Такие двигательные навязчивости чаще проявляются у детей раннего возраста;
  • Защитные ритуалы — страх школы может сопровождаться специфическими ритуалами. Ребёнок своеобразно носит ранец, подчёркивает отдельные буквы в тетради и пр. Характер таких защитных ритуалов может быть очень сложным.

Длительно существующие навязчивости вызывают у ребёнка слабость, высокую утомляемость, робость, неуверенность, нерешительность и острое чувство неполноценности. Эти проявления способствуют дезадаптации ребёнка в детском коллективе.

Диагностика

О неврозе навязчивых движений говорят лишь тогда, когда действия постоянно повторяются, нарушают функционирование человека и причиняют страдание. В большинстве случаев компульсии сопровождаются обсессиями, причём исчезновение обсессий приводит к прекращению компульсий.