Хренов аркадий федорович генерал семья. Alma Mater Инженерных Войск. Сюрприз от генерала Хренова

Х ренов Аркадий Фёдорович – начальник инженерных войск 7-й армии Северо-Западного фронта, полковник.

Родился 21 января (5 февраля) 1900 года в городе Очёр ныне Пермского края в семье мастерового. Русский. Окончил училище сельскохозяйственного машиностроения.

В Красной Армии с 1918 года. Участник Гражданской войны. Окончил инструкторские курсы при окружном военкомате в 1918 году. Был бойцом-телефонистом знаменитой 30-й стрелковой дивизии, которой командовал В.К.Блюхер, затем командовал взводом, ротой понтонного батальона, инженерным батальоном.

После Гражданской войны остался служить в инженерных войсках. С июля 1922 - помощник заведующего, с декабря 1922 - заведующий учебным классом понтонного батальона. С сентября 1924 года командовал ротой, с сентября 1925 года - начальник полковой школы, с октября 1927 - начальник учебной команды в 5-м отдельном понтонном батальоне. В середине 20-х годов стали появляться его статьи в «Военно-инженерном журнале». Ему предложили выступить автором «Наставления по наводке усиленных понтонных мостов». Наставление приняли в качестве руководящего документа для инженерных войск Красной Армии.

В 1929 году Хренов окончил инженерные курсы усовершенствования комсостава (КУКС) при Ленинградской военно-инженерной школе. Вновь служил начальником учебной команды в том же батальоне. С сентября 1930 года преподавал в Ленинградской Краснознамённой военно-инженерной школе. В 1930 году на Всеармейском конкурсе понтонно-мостовых парков получил одобрение проект, присланный Хреновым. Промышленность вскоре наладила выпуск понтонных парков, разработанных Военно-инженерной академией РККА на основе проекта Хренова. С октября 1931 года - руководитель по моторизации Ленинградской военно-инженерной школы. С мая 1932-го года - начальник технической части Детскосельской объединённой военной школы имени В.И. Ленина. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года.

С марта 1933 года - помощник начальника сектора при начальнике инженеров Ленинградского военного округа, с февраля 1935 - помощник начальника отдела инженерных войск Ленинградского военного округа по боевой подготовке. С августа 1937 года - начальник 4-го отдела Инженерного управления РККА. В 1938 году был назначен начальником отдела инженерных войск Ленинградского военного округа. В 1938 году руководил строительством дотов и других инженерных сооружений в Псковском и Нарвском укрепрайонах.

Полковник А.Ф. Хренов участвовал в советско-финляндской войне 1939 - 1940 годов в должности начальника инженерных войск 7-й армии. Он умело руководил инженерными частями армии по организации и осуществлению прорыва «линии Маннергейма». Хренов создал полигон – точную копию финских укреплений, на котором отрабатывались согласованные действия артиллерии, пехоты, танков с широким использованием инженерных средств. В результате второй штурм «линии Маннергейма», длившийся ровно месяц, завершился успешно.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство полковнику Хренову Аркадию Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В первых числах июля 1940 года в кабинете Сталина генерал Хренов в присутствии ряда военачальников и государственных деятелей доложил план преобразований всего инженерного хозяйства армии в Главное военно-инженерное управление РККА. План был принят, и в июле 1940 года Хренов назначен начальником Главного военно-инженерного управления Красной Армии. Однако уже в феврале 1941 года снят с этой должности «как не справившийся с работой» и в мае 1941 года назначен с понижением начальником инженерного управления Московского военного округа.

С началом Великой Отечественной войны Хренов получил назначение на Южный фронт, где он вступил в должность заместителя командующего по инженерной обороне Одессы и Севастополя (1941-42), был начальником инженерных войск Крымского фронта (апрель - май 1942). Под его руководством возникали огневые точки, в скальных породах отрывались траншеи, переходы, менялась «минная» карта местности. В кратчайшие сроки создавались и оборудовались севастопольские рубежи укреплений, на которых долго сдерживали натиск врага защитники черноморской твердыни. За умелое руководство инженерным обеспечением в обороне Севастополя Хренова наградили орденом Ленина.

Летом 1942 года Хренов получил назначение на Волховский фронт. Одним из его «занятий» был фашистский плацдарм под городом Кириши на правом берегу Волхова. На прибрежной полоске площадью около 10 квадратных километров противник прочно занимал Высокую рощу. Под неё майор В.Сорокин (будущий главный инженер Ленинградского метрополитена) под руководством генерала Хренова, скрытно от врага, сделал 180-метровый подкоп. В конце галереи поместили во взрывчатую камеру более 30 тонн взрывчатки. «Бабахнули» как следует! Пока над высотой оседал огромный чёрный гриб поднятой земли, штурмовой батальон автоматчиков уже утвердился на важной позиции.

Два года с 1942-го по 1944-й на Волховском фронте разворачивалась война не только с фашистами, но и с болотами. Под руководством Хренова инженерные подразделения из жердей, брёвен, хворостяных матов сооружали укрытия, блиндажи, прокладывали ходы сообщения. На многие километры были проложены гати, маневренные дороги из деревянных ряжей. Во многих местах устраивались завалы и засеки из деревьев, густо нашпигованные минами. Оборудовали дзоты даже на плотах, «плавающих» по болотам.

Но главное - это прорыв блокады Ленинграда. Начинж фронта Хренов формировал крупные штурмовые отряды, которым поручалось сокрушать укрепления врага, завязывать бой в глубине обороны, увлекая за собой пехоту и танки. Велось «осапёривание» пехоты – в каждой стрелковой роте один взвод проходил ускоренный курс сапёрного дела.

Операция «Искра» развивалась стремительно. В январе 1943 года в кольце блокады Ленинграда возникла первая 12-километровая брешь… Через год, в январе 1944 года, войска Волховского и Ленинградского фронтов полностью сняли блокаду с города на Неве.

С февраля 1944 года - начальник инженерных войск Карельского фронта, руководил инженерной подготовкой к форсированию реки Свирь и освобождению Карелии. На одном из озёр был сооружён полигон, где стрелковые и сапёрные подразделения в течение весны отрабатывали согласованные действия по преодолению крепкой в инженерном отношении обороны фашистов по реке Свирь. Более того, были придуманы 2 «ложные» переправы для отвлечения сил врага. В результате в июне 1944 года, войска Карельского фронта, перейдя в наступление, блестяще преодолели Свирь и стремительными ударами нанесли поражение противнику в Карелии.

Осенью 1944 года Хренов участвовал в планировании и организации Петсамо-Киркенесской операции. По его идее был совершён беспрецедентный рейд ударных подразделений во вражеский тыл по горному Заполярью с форсированием реки Титовка и дальнейшим ударом на город Киркенес.

А летом 1945 года, когда все праздновали Победу, Хренов, с погонами подполковника и фамилией по документам – Фёдоров, ехал на Дальний Восток. Сталину понравилась мысль, что норвежские фьорды с горами на берегу сходны с гористыми берегами Дальнего Востока. Поэтому Приморскую группу подчиняли штабу бывшего Карельского фронта, перебрасываемого на восток. Командующим назначили Маршала К.А.Мерецкова , по документам – генерал-полковника Максимова. При назначении Сталин сказал: «Хитрый ярославец (Мерецков) найдёт способ, как разбить японцев. Ему воевать в лесу и рвать укреплённые районы не впервой». Эти эпитеты командующему Карельским фронтом были выданы, в очень большой степени благодаря начальнику инженерных войск фронта А.Ф.Хренову.

1-му Дальневосточному фронту ставилась задача скорейшего захвата городов Харбина и Гирина. Перед началом боевых действий Хренов произвёл инженерную подготовку и обеспечение наступательного плацдарма в Приморье. Когда началось наступление, Хренов предложил высадить на неприятельские аэродромы воздушные десанты, сыграв на неожиданности. Это была «авантюра чистой воды». Но никак нельзя было допустить взрыва мостов через реку Сунгари. Дерзкие по замыслу десанты – операция под кодовым названием «Мост» - завершились полным триумфом. В одном из десантов участвовал сын А.Ф.Хренова - лейтенант Пётр Хренов.

В освобождённом городе Харбине закончилась для А.Ф.Хренова эта долгая череда жестоких войн. После войны он был начальником инженерных войск Приморского военного округа, затем Войск Дальнего Востока (декабрь 1945- май 1949). В 1949 году А.Ф.Хренов окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. С 1949 до 1960 года - генерал-инспектор инженерных войск Главной инспекции Министерства обороны СССР.

Почётный гражданин городов Очёр Пермского края и Кириши Ленинградской области. Почётный рабочий Очёрского механического завода.

С сентября 1960 года генерал-полковник инженерных войск А.Ф.Хренов - в отставке. Автор мемуаров. Жил в городе-герое Москве. Умер 29 декабря 1987 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-2).

Воинские звания:
майор (1936),
полковник,
генерал-майор инженерных войск (4.06.1940),
генерал-лейтенант инженерных войск (7.12.1942),
генерал-полковник инженерных войск (2.11.1944).

Награждён 3 орденами Ленина (21.03.1940, 10.02.1942, 21.02.1945), орденом Октябрьской Революции (1980), 3 орденами Красного Знамени (15.01.1940, 4.11.1944, ...), 3 орденами Кутузова 1-й степени (26.08.1944, 8.09.1945), орденами Кутузова 2-й степени (22.04.1944), Суворова 2-й степени (31.03.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), многими медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Сочинение:
Мосты к победе. М., 1982.

В Красной Армии с 1918 года. Участник Гражданской войны 1918-20 гг.

Окончил курсы усовершенствования командного состава (1929). Член КПСС с 1931 года. Участник советско-финской войны в должности начальника инженерных войск 7-й армии: полковник, начальник инженерных войск Северо-Западного фронта.

В 1940-1941 гг. - начальник Главного управления военно-инженерных войск Красной Армии, с 4 июня 1940 года генерал-майор. Перед началом ВОВ назначен начальником инженерных войск Московского военного округа.

С 22 июня 1941 года назначен начальником инженерных войск Южного фронта. С 19 августа 1941 года - помощник командующего по оборонительному строительству Одесского оборонительного района. После оставления Одессы - начальник инженерных войск Севастопольского оборонительного района (1941-1942). Начальник инженерных войск Крымского (апр. - май 1942 года), Ленинградского и Волховского (1942-44 гг.), Карельского (1944-45 гг.), 1-го Дальневосточного (1945) фронтов.

После войны - начальник инженерных войск Приморского военного округа, затем Войск Дальнего Востока (дек. 1945-май 1949), ген.-инспектор инженерных войск Главной инспекции Министерства обороны СССР (1949-60).

С сентября 1960 года в отставке. Умер 29 декабря 1987 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Награды

  • 3 орденами Ленина,
  • 3 орденами Красного Знамени,
  • 2 орденами Кутузова 1-й степени, орденами Кутузова 2-й степени,
  • орден Суворова 2-й степени
  • орден Октябрьской Революции
  • орден Отечественной войны 1-й степени
  • иностранные ордена и медали.
родился в 1900 году в Очёре. В Советской Армии с 1918 года. Участник гражданской войны. С 1929 года преподаватель военно-инженерной школы, помощник начальника и начальник отдела инженерных войск военного округа. Член КПСС с 1931 года. В советско-финляндской войне 1939-1940 годов начальник инженерных войск армии. В Великую Отечественную войну был начальником инженерных войск ряда фронтов, в 1944 году получил звание генерал-полковника инженерных войск.

Линия Маннергейма... Название этой системы долговременных укреплений на Карельском перешейке вошло, наверное, во все энциклопедии, в учебники и пособия многих армий мира.

Реакционное финское правительство, при участии немецких, английских, французских и бельгийских военных специалистов, с 1927 по 1939 год сооружало эту линию. Здесь, в лесисто-болотистой местности, вблизи от Ленинграда, был создан мощный плацдарм для нападения на Советский Союз.

Линия Маннергейма насчитывала более двух тысяч деревоземляных и долговременных огневых сооружений. Перед укреплениями цепь заграждений: до 12 рядов каменных надолбов, от 15 до 45 рядов сетей проволочных заграждений. Помимо того, многочисленные противотанковые рвы и система полей минных фугасов.

Каждый населенный пункт был превращен в узел укреплений с радиосвязью, с запасами боеприпасов, горючего, продовольствия, то есть со всем, что необходимо гарнизону для боевых действий. Система шоссейных дорог позволяла производить быструю переброску войск с одного участка на другой.

С этого мощного плацдарма белофинны, подбадриваемые западными союзниками посулами о помощи, напали осенью 1939 года на нашу страну. Боевые действия развернулись на огромном фронте от Баренцева моря до Финского залива.

Аркадий Федорович в то время возглавлял инженерные войска Ленинградского военного округа. Он принял участие в инженерном обеспечении прорыва линии Маннергейма.

В результате тщательной разведки уточнили систему огня и обороны белофиннов на всем фронте от Ладоги до Финского залива. На основании этих данных составили план прорыва укреплений.

На долю инженерных частей выпала огромная работа: нужно было проделать проходы в минных полях и проволочных заграждениях, обеспечить проход танкам через надолбы и противотанковые рвы. Нужно было позаботиться о поддержании в порядке фронтовых дорог, а зима 40-го года выдалась небывало снежной, суровой. Требовалось сделать очень и очень много другого, чтобы создать благоприятные условия для наступления танков, пехоты, артиллерии, а в ходе прорыва линии обороны помочь им уничтожить узлы сопротивления.

Начав 11 февраля 1940 года атаку линии Маннергейма, наши части к исходу 13 февраля уже прорвали главную полосу этой линии, а 28 февраля — вторую полосу, еще через сутки — третью, тыловую, и вышли к Выборгу. 11 марта начался штурм Выборга. Через двое суток ожесточенных боев он был взят нашими войсками.

Хренов проявил в этих боях свои организаторские способности, талант военачальника. Он постоянно был в частях, направлял их действия. И Золотая Звезда Героя явилась венцом его ратного труда, проделанного в суровую зиму 1939-40 года.

В годы Великой Отечественной войны Аркадий Федорович участвовал в обороне Одессы, Крыма, Севастополя. Затем — на Волховском фронте и снова на Карельском перешейке. Второй раз ему пришлось организовать инженерное обеспечение прорыва линии Маннергейма, которую противник успел восстановить.

После разгрома гитлеровской Германии Аркадий Федорович служил на Дальнем Востоке. В составе войск 1-го Дальневосточного фронта участвовал в разгроме Квантунской армии Японии.

Хренов Аркадий Федорович // Книга памяти. 1941-1945. Очёрский район. Т. 1. - С. 112-115.

Родился 5.02.1900 в г. Очер ныне Пермской обл. в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1931. Окончил училище сельскохозяйственного машиностроения. В Советской Армии с 1918. Участник Гражданской войны. В 1929 окончил курсы усовершенствования командного состава.

В советско-финляндскую войну 1939-40 начальник инженерных войск 7-й армии (Ленинградский фронт) полковник Xренов умело руководил инженерными частями армии по организации и осуществлению прорыва линии Маннергейма. Звание Героя Советского Союза присвоено 21.3.40.

В 1940-41 начальник Главного военно-инженерного управления РККА. В годы Великой Отечественной войны был начальником инженерных войск ряда фронтов. Участник советско-японской войны 1945. В 1949 окончил Высшие академические курсы при академии Генштаба. Служил в центральном аппарате МО СССР.

С 1960 генерал-полковник Xренов - в отставке. Живет в Москве. Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Кутузова 1 степени, орденами Суворова 2 степени, Кутузова 2 степени, Отечественной войны 1 степени, медалями, иностранными орденами и медалями. Почетный гражданин гг. Очер и Кириши Ленинградской обл. и других городов. Почетный рабочий Очерского завода.

Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988

Русский.
Уроженец г. Быхова Могилевской области БССР.

Родился в семье Аркадия Федоровича (5.2.1900 – 29.12.1989) – выпускника КУКС при Ленинградской КВИШ с КУКС (1929), советского военного инженера и военачальника, Героя Советского Союза, генерал-полковника инженерных войск и Софьи Васильевны, урожденной Хондого из Старого Быхова.

Член ВЛКСМ с 1941 г.
Окончил 9 классов СШ.
В рядах КА с 16.7.1943 г. Вместо 10 класса добровольно поступил в Военно-инженерное училище в Болшеве Московской области. Курсант.

Участник Великой Отечественной войны .

Воевал на Волховском, 2 Белорусском (со 2.1945), Карельском, 1 Дальневосточном фронтах.
Командир взвода 2гв.ошисб 20мшисбр РГК.

«… лейтенант Петр Хренов . Да, к тому времени мой старший сын окончил инженерное училище , прибыл к нам на фронт, и я определил его взводным в 20-ю штурмовую инженерно-саперную бригаду, подальше от отцовской опеки. Мне хотелось, чтобы юноша в полной мере познал фронтовую жизнь и саперную службу. Но, будучи в Москве, я решил сделать исключение из правил и захватил его с собой – бригада находилась в резерве, в Ярославле, а поездка в действующу ю армию могла принести пользу молодому лейтенанту ».

Врио командира 3инжр 2гв.ошисб 20мшисбр РГК. Гвардии лейтенант.

В ходе наступательных действий (7-8.1943) в районе деревень Поречье, Вороново командуя штурмовой группой, прорвал оборону противника и вышел на указанный рубеж, обеспечив успех боя за важную высоту. Под ожесточенным обстрелом (2.1945) противника выполнил поставленную задачу по оборудованию паромной переправы через Вислу, несмотря на выход из строя 3 подчиненных офицеров. В течение недели руководил переправой. Врид командира бригады представлен (30.5.1945) и награжден орденом Красной Звезды (пр. № 1/н от 7.6.1945 г. 20мшисбр РГК).
Командир роты 2гв.ошисб 20мшисбр РГК.
Награжден медалью «За оборону Ленинграда» (акт вручения № 1051 от 7.6.1945 г. 20мшисбр РГК).

Участник Советско-японской войны .

Под обстрелом противника умело организовал ведение инженерной разведки в районе 3 туннелей у станции и г. Пограничная, определил подступы и произвел фотографирование укреплений. В ходе наступления неоднократно вступал в стычки с группами смертников. НШ бригады майором А.Н. Саломадиным представлен (28.8.1945) и награжден орденом Отечественной войны 2 ст. (пр. № 84/н от 9.9.1945 г. 5А).

«1-му Дальневосточному фронту ставилась задача скорейшего захвата городов Харбина и Гирина. Перед началом боевых действий Хренов произвёл инженерную подготовку и обеспечение наступательного плацдарма в Приморье. Когда началось наступление, Хренов предложил высадить на неприятельские аэродромы воздушные десанты, сыграв на неожиданности. Это была «авантюра чистой воды». Но никак нельзя было допустить взрыва мостов через реку Сунгари. Дерзкие по замыслу десанты – операция под кодовым названием «Мост» – завершились полным триумфом. В одном из десантов участвовал сын А.Ф. Хренова – лейтенант Петр Хренов ».

Продолжил службу в КА (СА). Гвардии старший лейтенант.
1953 – окончил ВИА им. В.В. Куйбышева. Военный инженер.
Проходил службу в войсках Ленинградского, Прибалтийского, Белорусского ВО, в ГСВГ.
1968 – окончил Высшую ВА ВС СССР. Полковник.
Старший преподаватель ВИА им В.В. Куйбышева.
1972 – преподаватель, старший преподаватель кафедры инженерных войск Высшей ВА ВС СССР им К.Е. Ворошилова. Генерал-майор инженерных войск.
1979 – заместитель начальника кафедры инженерных войск Высшей ВА ВС СССР им. К.Е. Ворошилова.
К юбилею Победы награжден орденом Отечественной войны 1 ст. (1985).
Вышел в отставку (4.1987).
11.1987 – заведующий секретной библиотекой Высшей ВА ВС СССР им. К.Е. Ворошилова.
Место жительства: Москва.
Женат.
Скончался (26.11.1992) в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.