Экономика развитого социализма и ее результаты таблица. I. Организационный момент

Предмет: история

Тема урока: Экономика «Развитого социализма»

Цели урока:

Познакомить учащихся с главными результатами экономического развития СССРв 1964-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономи­ческого кризиса в Советском Союзе.

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету через диалог с компьютером. Продолжить формирование умений работать с историческими до­кументами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» воп­росы темы. Способствовать формированию предметной информационной компетентности на элементарном уровне

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения: лекционное занятие с использованием с мультимедийного учебника“История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2000.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

На уроке формируются компетенции:

- информационные,

- учебно-познавательные,

- коммуникативная,

- ценностно-смысловая.

Учебное оборудование:карта, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые сло­ва (экстенсивная экономика), домашнее задание.

Основные даты:

март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направле­ний реформы промышленности;

1979 г . - реформа хозяйствен­ного механизма.

интенсивное, экстенсивное развитие;

самоокупаемость;

хозрасчет.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка принадлежностей;

Постановка целей и задач урока.

II . Проверка знаний

Использование медиатестов СД-4 § 43

Фронтальный опрос учащихся.

1. Почему период 1964-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.

2. Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?

3. Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.

4. Какие последствия для экономической и социальной сферы мог­ла вызвать реализация линии на преимущественное развитие сель­ского хозяйства, пищевой и легкой промышленности?

5. Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее по­ложительные и отрицательные стороны.Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения на­селения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?

6. Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?

7. В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических ре­форм Хрущева?

III . Изучение нового материала

План.

1. Аграрная реформа 1965г. и ее результаты.

2. Реформа промышленности: замыслы и результаты.

3. Научно-технический прогресс.

4. Социальная политика.

(Рассказ учителя.)

Цель реформы:

1) изменение условий планирования и усиления экономического стиму­лирования;

2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

- рост капиталовложений и незавершенного строительства;

- массовое производство изделий, не находивших сбыта;

- несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;

- нарастание бумаготворчества.

Проблемное задание. Что собой представляла советская экономика в 1965-1984 гг.: расцвет, кризис или застой?Почему вы так считаете? Объясните свою точку зрения.

Сущность и основные направления реформы.

Работа с материалами компьютерного учебника: CD -4.

e Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

В ходе изучения видеоряда медиаучебникаучащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

1. Решение социальных про­блем села.

2.Частичное использование экономических стиму­лов к труду:

а) повышение закупочных цен,

б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

3. Ослаблениеограничений на личное подсобное хозяйство.

Далееанализируются приведенные в медиаучебнике данные о сово­купной рентабельности сельскохозяйственного производства в СССР в 1970 г. Анализируя приведенные данные, учащиеся, отвечают на во­просы:

В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

С учетом предыдущего исторического опы­та (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые мог­ли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на разви­тие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

Каким образом власти пытались решить про­блему нехватки продовольственных товаров?

Сравните реформы Хрущева и Косыгина. Какие сходные черты можно выделить?

e Ход и итоги реформы в промышленности

При рассмотрении вопросов реформы в области промышлен­ности следует обратить особое внимание учеников на поиск внут­ренних противоречий в реформе1965 г.

В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

- изменение условий пла­нирования и усиление экономического стимулирования;

- введение и новых показателей, призванных обес­печить ее качество;

- сокращение до минимума числа планируемых показате­лей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;

- разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материаль­ного поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;

- восстановление управления про­мышленностью через отраслевые министерства;

- сочетание единого государственного планирования с местной инициативой.Право корректировки утверж­денных плановпредоставлялось самим предприя­тиям.

(Проверка выполнения задания.)

Работа с диаграммой с.303 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития , в %

Далее, в ходе беседыс учащимися, выделяются основные причины свер­тывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономи­ческой реформы 1965 г.»:

(Заполнение таблицы)

Объективные причины

Субъективные причины

Экстенсивные основы разви­тия.

Непоследо­вательностьреформы.

Попытка провести реформу при од­новременном свертывании про­цесса демократи­зации в политиче­ской жизни.

Даже упоминание рыночных отно­шений объявля­лось антисоциали­стическим, в тео­рии и практике господствовало тотальное плани­рование.

Большая часть хозяйственного аппарата сформи­ровалась в сталин­скую эпоху, вла­дела командными методами управ­ления, которые не «вписывались в реформу».

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

e Научно-технический прогресс.

Послепросмотра видеоряда медиаучебникаучащимся предлагаетсяответить на вопросы:

В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуще­ствами социализма?

Укажите положительные тенденции в это время.

Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

e Анализ социальной политики.

Послепросмотравидеоряда медиаучебникаучащимся предлагаетсяответить на вопросы:

Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

В чем причины улучшения жизни?

Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

IV . Закрепление.

Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

Выполнение проблемного задания.

V . Домашнее задание: § 44.

1) Составьте терминологический словарь по теме, включив в него такие термины, как хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление.

2)Проанализируйтедокументс.307 учебника и письменно ответьте на вопросы к нему.

VI. Подведение итогов урока.

Нестабильная экономическая ситуация в стране в начале 60-х годов прошлого века породила сомнения в эффективности и целесообразности административной диктатуры даже у самого руководства государства. Еще во времена Хрущева в печатных изданиях началась дискуссия о новых производственных стимулах. На их страницах появился новый термин - "экономика развитого социализма". Реформы (таблица, отражающая основные преобразования, будет приведена далее в статье), в целом не отвергали директивную модель. Однако вместе с этим внедрялись определенные механизмы саморегуляции, а также материальной заинтересованности производителей в эффективности труда. Рассмотрим далее, что собой представляла экономика развитого социализма, плюсы и минусы предпринятых мероприятий.

Преобразования в сельском хозяйстве

Какие мероприятия предусматривала экономика развитого социализма? Реформы в первую очередь коснулись сельского хозяйства. Об их начале было объявлено в марте 1965 года. Были намечены меры, направленные на решение в селе, внедрение экономических стимулов к работе. Были повышены закупочные цены, введена 50-процентная надбавка к основной стоимости за продажу продукции сверх плана. Вместе с этим увеличивались и капиталовложения. Экономика развитого социализма в СССР предполагала установление десятилетнего твердого плана по государственным закупкам. Для усиления стимулирования были снижены ограничения на ведение

Недостатки изменений

Экономика развитого социализма опиралась на административные рычаги. Государственная власть по-прежнему старалась усилить роль Министров сельского хозяйства в руководстве и планировании деятельности аграрного сектора. Делался акцент на повышение капиталовложений и списание задолженности колхозов. На развитие сельскохозяйственной отрасли направлялись огромные средства. Однако использовались они крайне неэффективно. Часть средств использовалась для сооружения гигантских комплексов, закупки дорогостоящей техники, проведения непродуманной химизации и мелиорации почв. В колхозах были введены стабильные денежные оклады. По своей сути - это одно из важнейших достижений в социальной сфере. Однако после их введения стали развиваться иждивенческие настроения. К чему привела экономика развитого социализма? Вывод весьма неутешителен. В итоге преобразований деятельность совхозов и колхозов стала убыточной. За 25 лет, в период с 1964 по 1988 гг., произошло сокращение освоенной пашни на 22 млн га. Высоки были и потери объемов сельскохозяйственной продукции. Потери в этом секторе составили от 20 до 40 %. Страна, которая обладала плодородным черноземьем, стала крупнейшим мировым импортером пищевых продуктов и зерна.

Промышленный сектор

Экономика развитого социализма на начальных этапах развивалась посредством совершенствования хозяйственного механизма или стимулирования работников. В сентябре 1965 года руководители преобразований попытались соединить эти подходы. Так начались изменения в промышленном секторе. В отличие от сельского хозяйства здесь реформы не отвергали основ директивной экономики. Основными принципами деятельности стали изменения условий планирования и повышение стимулирования. Экономика развитого социализма сохраняла жесткие нормативы по объему выпускаемой продукции. Вместе с этим вводились новые показатели, направленные на обеспечение Для повышения стимулирования производителям разрешалось оставлять часть доходов в распоряжении предприятий. Прибыль разделялась на фонды:

  • Самофинансирования производства.
  • Бытового и социально-культурного развития (строительство пансионатов, клубов, жилья и так далее).
  • Материального поощрения.

Экономика развитого социализма предполагала, что отраслевые министерства, которые планировалось восстановить, будут выступать не в качестве прежних "диктаторов", а как консультанты и партнеры предприятий. Они должны были содействовать организации производства на условиях хозрасчета, основываясь на усилении самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости. В рамках мероприятий, которые включала в себя экономика развитого социализма, предусматривалось сочетание единого госпланирования с местной инициативой. При этом право корректировки планов, прошедших утверждение, принадлежало только самим предприятиям.

Экономика развитого социализма: кратко об итогах промышленных преобразований

Несмотря на всю противоречивость и ограниченность, преобразования повлекли существенный результат. В конце восьмой пятилетки с 1966 по 1970 год отмечалось повышение объема промышленного производства в 1.5 раза. В стране было возведено порядка 1900 довольно крупных предприятий. В их числе, например, Волжский завод в г. Тольятти. Но уже к концу 60-х ход преобразований замедлился. Это было обусловлено достаточно объективными причинами. В первую очередь, в стране значительно снизился удельный вес трудоспособного населения. Кроме этого, традиционная сырьевая база была истощена, резко подорожала добыча ископаемых, морально устарело оборудование, увеличились военные расходы. Но основная проблема состояла в том, что сама экономическая модель, которая отвергала все новшества, исчерпала себя - развитие могло идти по инерции какой-то период, но в долгосрочной перспективе система была обречена на провал.

Основные проблемы

Реформа порождала определенные сложности. В частности, строительство гигантских производственных комплексов приводило к монополизации в отрасли. Это, в свою очередь, обуславливало низкое качество продукции и отсутствие выбора у потребителей. Введение показателей для оценки качества по цене товара привело не только к его удорожанию, но и к значительному сокращению производственного объема. В результате возник дефицит продукции. Ежегодно увеличивался объем импорта продукции, которую не в состоянии была выпускать отечественная промышленность.

Консервация политического режима

Экономика развитого социализма давала сбои. Чем же это было вызвано? В руководящем аппарате пересказывали мнение Брежнева по поводу доклада, сделанного Косыгиным на пленуме в сентябре 1965-го. В правящих кругах считалось, что реформа ни к чему не приведет. И дело было не в необходимости преобразований, а в отсутствии желания работать. По мнению ряда авторов, именно это отношение и послужило причиной несостоятельности реформы. Вскоре акцент переместили на новые ресурсы сырья, которые были открыты на восточной территории страны. Вместе с этим было принято решение провести корректировку системы экономического управления. В 1979 году была предпринята попытка оживить ситуацию посредством совершенствования хозяйственных рычагов и усиления влияния партийного руководства. Но все эти усилия не могли решить стоящие проблемы. В правящих кругах снова начали говорить о преимуществах морального стимула над материальным. Для компенсации недостатков несовершенства хозяйственного механизма оживились Только в 1983 году, после кончины Брежнева, Андропов - новый лидер страны - предпринял "широкомасштабный эксперимент". В ходе него предполагалось ослабить централизованное распределение и планирование, провести ряд изменений в ценообразовании на уровне определенных регионов и предприятий. Эти мероприятия были успешными, но эффект был от них кратковременным. По-прежнему актуальной проблемой оставалась смена хозяйственных рычагов.

НТП

К началу 70-х на Западе началась стадия постиндустриального развития. Это влекло за собой автоматизацию производственных процессов, массовое использование ЭВМ и роботов, внедрение новых наукоемких технологий. Вместе с этим начиналась индивидуализация труда, трансформация его в творческую деятельность, свободную от ограничений. В СССР много говорили об НТП. В рамках зарождавшегося научно-технического прогресса в стране были созданы первоклассные образцы вычислительных машин. В 1971 году на очередном съезде КПСС прозвучала новая установка. План следующих лет должен был реализовываться при соединении достижений прогресса с преимуществами социализма. Но недостатки сложившегося режима значительно замедляли прогресс техники и науки, внедрение достижений в производственный процесс. Периодически появлялись сообщения о крупных разработках и открытиях. Однако если они не несли военного значения, то так и оставались нереализованными вследствие нехватки средств, а также отсутствия поддержки у разработчиков в тех органах, где решалась дальнейшая судьба открытий.

Попытки решить проблему НТП

Руководство страны начинало понимать необходимость перехода к прогрессивным производственным методам. В результате в 4 раза сократилось количество строящихся каждый год крупных предприятий. Вместо этого стали создаваться НПО (научные производственные объединения), появлялись новые отрасли (атомное машиностроение, микроэлектроника, роботостроение и так далее). Несмотря на предпринятые усилия, эти тенденции не смогли стать определяющими. Советские ученые вели первоклассные, а иногда и уникальные разработки в фундаментальной науке. Однако в практической жизни научно-технический прогресс почти не ощущался. К 80-м годам все еще работали вручную порядка 40 % рабочих, 60 % строителей, 75 % тружеников села.

Реакция мировой общественности

Следует отметить, что к 1985 году в США насчитывалось порядка 1.5 миллиона новейших ЭВМ и около 17 млн ПК. В СССР к этому моменту действовало несколько десятков тысяч подобных машин, подавляющее большинство из которых были устаревшими моделями. Обострение ситуации было вызвано принятыми на Западе санкциями в начале 80-х гг. Вследствие их введения в СССР практически прекратился ввоз передовых образцов техники, а также наукоемких технологий из-за рубежа. Таким образом, к середине 80-х страна снова, как и в двадцатые годы, оказалась под угрозой нового отставания от западных государств.

Экономика развитого социализма (таблица)

Реформа

Результаты

В аграрном секторе

Внедрение материальной заинтересованности производителя, механизмов саморегуляции, решение проблем на селе.

Убыточность колхозов и совхозов, потери с/х продукции, сокращение освоенной пашни.

В промышленности

Совершенствование хозяйственных механизмов в сочетании с усилением материального стимулирования трудящихся.

Рост объемов производства, появление крупных заводов и промышленных комплексов. Ослабление трудоспособного населения, истощение сырьевой базы, удорожание добычи ископаемых, старение и износ оборудования, увеличение военных расходов.

В социальной сфере

Сокращение расходов на здравоохранение, введение распределения продуктов.

Повышение смертности, обострение продовольственной проблемы, увеличение импорта продуктов, снижение реальных доходов населения.

В заключение

К чему в итоге привела экономика развитого социализма? Таблица, представленная выше, показывает, что картина в целом удручающая. Однако положение основной части жителей государства несколько улучшилось. Все меньше людей продолжали проживать в коммуналках, в домах начали появляться телевизоры, холодильники, стиральные машины. Отмечался и небольшой рост зарплаты. Тем не менее по уровню потребления страна занимала в мире только 77 место.

Проблемы стимулирования производства были подняты еще при Н. С. Хрущеве. Дискуссия по экономическим проблемам постепенно сложилась в программу экономической реформы. Она содержала в себе механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. В распоряжении предприятий оставалась определенная доля прибыли, провозглашался хозрасчет, уменьшилось количество спускаемых сверху обязательных показателей.

Реформа сельского хозяйства включала в себя решение социальных проблем. С колхозов и совхозов (убыточных к тому времени) были списаны все долги, повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, дополнительно оплачивалась сверхплановая продажа продукции государству.

Однако эффективными эти меры оказались только в восьмой пятилетке (1966-1970), когда наблюдался прирост объема продукции промышленного и сельскохозяйственного производства. Затем эти показатели стали сокращаться. Такой результат реформы был обусловлен, во-первых, директивным характером экономики (по-прежнему спускались "сверху" нормы прибыли, выполнение которых достигалось не благодаря оптимизации производства, и следовательно, снижения себестоимости, а путем искусственного завышения цен). Во-вторых, внедрение наукоемких производств (микроэлектроники, информатики, робототехники и т. п.) шло с огромными трудностями. В-третьих, структура экономики была нерациональной, лишь малая часть средств направлялась на удовлетворение потребностей человека, а остальное шло на развитие военно-промышленного и топливно-энергетического комплекса. В-четвертых, в два раза сократилась доля оборудования, заменяемого из-за технологического старения и физической ветхости.

Уже к концу 60-х годов стало ясно, что реформа не состоялась. По-прежнему преобладали экстенсивные методы промышленного развития. На каждый процент прироста продукции приходилось затрачивать все больше и больше средств (в годы четвертой пятилетки народное хозяйство поглощало х/з всех госбюджетных ассигнований, а в годы 11-й - уже 56%). Естественно, это отражалось на социальной сфере. Ее финансирование сократилось с 37,4% в 1970 г. до 32,5% в 1985 г. Из-за перемещения сырьевых баз в районы Севера и Сибири увеличились затраты на добычу и доставку природных ресурсов. Были взвинчены цены на сельхозтехнику, очень дорогим стало строительство различных производственных объектов на селе. Сельские жители не были заинтересованы в результатах своего труда. Страна превратилась в лидера по закупкам зерна за границей. Единственный способ поддержать экономику власти видели в экспорте оружия и сырья. За 1960-1985 гг. доля сырьевого экспорта в СССР достигла 54,4%, а доля экспорта техники упала до 12,5%.

В казну начали поступать "нефтедоллары", эффект использования которых был ничтожно мал. К середине 80-х годов и этот путь пополнения бюджета стал давать сбои - экономика капиталистических стран перестроилась на ресурсосберегающие технологии, и спрос на нашу нефть снизился, к тому же ее качество не отвечало требованиям торговых партнеров.

По мере углубления кризиса все заметнее давала о себе знать "теневая экономика". Это явление включало в себя как виды официально запрещенной (или ограниченной) деятельности, так и криминальные элементы. По неофициальным данным, в середине 80-х годов функционировало примерно 15 млн "теневиков". Возникают первые мафиозные образования.

Болезнь экономики вызвала кризисные явления и в социальной сфере: приостановилось повышение уровня жизни трудящихся, здравоохранение и образование стали сферами, финансируемыми по остаточному принципу. СССР по средней продолжительности жизни откатился на 35-е место в мире, по уровню потребления - на 77-е место в мире.

Удержать статус великой державы в условиях прогрессирующих кризисных явлений можно было лишь за счет сокращения социальных программ и безудержной эксплуатации природных ресурсов.

1965 г. и ее результаты. Провалы в развитии экономики страны в начале 60-х гг. даже в среде политических лидеров породили сомнения в эффективности административного диктата. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная экономическая дискуссия, в центре которой находились проблемы экономического стимулирования производства. Из этих дискуссий сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она, конечно, не отвергала директивную модель экономики, а лишь внедряла в нее некоторые механизмы внутренней само регуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок; вводилась 50 %-наяд надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов; увеличивались капиталовложения). Были ослаблены и «репрессивные» меры за ведение личного подсобного хозяйства. Все это вело к оживлению хозяйственной деятельности советской деревни.

Уже в 1970 г. совокупная совхозного производства составила 22 %, а колхозного - 34 %.

Однако, опираясь в ходе этой реформы исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала главный акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, а также на увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов.

Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства (за 1966-1980 гг. их сумма составила почти 400 млрд. рублей), использовались крайне неэффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

Введение стабильных денежных окладов в колхозах (по сути важное социальное достижение того времени) обернулось ростом иждивенческих настроений.

По мере свертывания линии на развитие заинтересованности в результатах труда к началу 80-х гг. колхозы и совхозы в целом оказались убыточными.

В результате за 25 лет (1964-1988 гг.) освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 % до 40 % от урожая.

Страна, обладавшая самыми богатыми в мире черноземными почвами, оказалась самым крупным импортером зерна и продуктов питания.

Становилось все более очевидным, что для решения продовольственной проблемы необходимо идти ни решительное развитие экономических стимулов к груду.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты. В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности. Несмотря на то что и она не покушалась на основы директивной экономики, это была наиболее радикальная реформа за все годы советской власти.

Главными ее положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число директивно планируемых показателей. Наряду с сохранением жестких нормативов по валовому объему продукции вводились и новые показатели, должные обеспечить ее качество.

Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.

Вместо совнархозов было восстановлено управление промышленностью через отраслевые министерства. Причем отмечалось, что это будут не прежние министерства- «диктаторы», а новые-партнеры и консультанты по организации производства в условиях хозрасчета (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причем право корректировки утвержденных планов было предоставлено лишь самим предприятиям.

Расширение прав министерств входило в явное противоречие с тезисом реформы о «самостоятельности» предприятий.

При всей своей ограниченности реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966- 1970 гг.) объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.).

Однако уже к концу 60-х гг. (особенно после чехословацких событий 1968 г.) реформа, при том, что ее никто не отменял, пошла на убыль. А вместе с тем поползли вниз и плановые показатели: среднегодовые темпы прироста с 7,7 % в годы восьмой пятилетки упали до 3,5 % в годы одиннадцатой (1981 -1985 гг.), темпы роста за это же время снизились с 6,8 % до 3 %.

Руководство страны объясняло все это объективными причинами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения (что делало невозможным в условиях продолжения экстенсивного развития экономики обеспечивать ее потребности в рабочей силе); истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным ростом военных расходов и т. д. Все эти факторы действительно негативно сказывались на развитии экономики.

Однако главным обстоятельством, объясняющим неудачи реформ, было то, что сама директивная модель экономики, отвергая все новое, исчерпала свой ресурс. Она могла еще какое-то время развиваться по инерции, но в историческом плане была обречена. Существовавшие условия организации и управления производства не могли уже обеспечить решения объективно стоящих перед экономикой задач.

В 1979 г. правительство предприняло еще одну попытку оживить экономику страны за счет «совершенствования» безнадежно устаревшего, отжившего свой век хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако реанимировать экономику эти усилия уже не могли. Одновременно вновь заговорили о необходимости приоритета моральных стимулов к труду над материальными (вероятно, с точки зрения властей чрезмерными показались предусмотренные реформой 1965 г. материальные стимулы, не превышавшие 3 % от рабочих). Начался новый виток социалистического соревнования, должный компенсировать издержки хозяйственного механизма. Зазвучали новые лозунги («Экономика должна быть экономной» и др.). Однако дело с места не сдвинулось.

Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры дали кратковременный , но прошли почти незамеченными на фоне набиравших силу политических перемен.

Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.

Научно-технический прогресс. В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность. В общественной жизни стран Запада эти перемены вызвали гуманизацию и демократизацию всех ее сторон.

В СССР о научно-техническом прогрессе тоже заговорили (вернее, продолжали говорить). На XXIV съезде КПСС прозвучала даже установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако именно эти «преимущества» как раз и тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство. Время от времени появлялись, правда, сообщения о новых крупных открытиях и разработках, но если они не имели военного значения, то чаще всего так и не реализовывались, то из-за «нехватки средств», то из-за отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства (сократилось в четыре раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий; создавались научно-производственные объединения; возникали отвечавшие потребностям времени новые отрасли: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д.). Однако определяющими для развития экономики эти тенденции так и не стали.

Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских ученых в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40 % рабочих промышленности, до 60 % строителей, до 75 % работников сельского хозяйства.

К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей.

Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР после начала афганской войны, когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологий фактически прекратился.

В результате к середине 80-х гг. СССР вновь (как и в 20-е гг.) оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада. Избежать этого при сохранении существовавшей было невозможно.

Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась исключительно по остаточному принципу. К примеру, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство (к общему их объему) сократился с 17,7 % в 1966-1970 гг. до 15,1 % в 1981 - 1985 гг.). В результате в начале 80-х гг. в СССР вновь сложилась острая жилищная проблема (в 1984 г. было построено лишь 2 млн. квартир- сколько же, сколько строилось в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось).

Значительно были урезаны государственные расходы на здравоохранение. Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже на 35-м месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м - по уровню детской смертности.

Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы. В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. Потребление же продуктов было в СССР втрое ниже, чем это допускалось медицинскими нормами. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970-1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4, растительного масла- в 12,8, зерна - в 13,8, масла животного - в 183,2 раза). Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти (доля топливно-сырьевого экспорта в СССР за 1960- 1985 гг. поднялась с 16,2 % до 54,4 %, а доля машин и оборудования упала с 20,7 % до 12,5 %).

Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9 % в 1966-1970 гг. упал до 2,1 % в 1981 -1985 гг. Но все же в целом положение основной части населения улучшилось. Все меньше людей продолжали жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Несколько выросла и заработная плата. Тем не менее, доля фонда зарплаты в национальном доходе, созданном в промышленности СССР, составляла лить 36,5 % (1985 г.), в то время как в США - 64 %, а в некоторых других странах - до 80 %.

По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место.

Все это показывало, что удержать статус великой державы в условиях нарастающих предкризисных тенденций становилось, возможно, лишь за счет относительного усиления эксплуатации трудящихся, сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.