Презентация "сложное предложение с разными видами связи". Задание С25 ЕГЭ: Подборка сложных предложений с разными видами связей для разбора Петька очень боялся

?

Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является ...

А. подчинительным Б. соединительным В. Разделительным Г. противительным

9. Найдите среди данных предложений сложносочиненное. А.Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека. Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон. В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать.

11. Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Три дня и три ночи бушевала Москва _ вороньи стаи над ней взлетали высоко от набатного звона. (А.Т.)

13. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены): [безличное], и [двусоставное]. А. Б. В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы

: .

Просмотр содержимого документа
«Тесты по Русскому языку 11 класс»

Тесты по теме «Сложное предложение» 11 класс

1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

3.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Речная вода обладает удивительным свойством: трудно отличить настоящие берега и заросли от их отражения в воде.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает. (Л.Андреев)

1) 1,3,6 2) 1,2,3,6 3) 1,4,6 4) 1,2,3,4,6

5. Союз, связывающий части сложного предложения

Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре , является ...

А. подчинительным Б. соединительным
В. Разделительным Г. противительным

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) но (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) и в природе ещё везде царил зелёный цвет.

1) 1,2,3 2) 1,2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,4

7. Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

1)1,4 2)1,2,3 3)1,2,3,4 4) 2,3,4

8. От тяжести Сенькиного тела дерево опускалось все ниже и ниже (1) и (2) когда (3) Ванин достиг середины (4) оно качнулось, выскользнув из-под ног разведчика. (М.Алексеев)

1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 2,3,4 4) 1,3,4

9. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б
. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
В
. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать .

10.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы бросили чугунное ядро наземь у самого крыльца (1) и (2) когда стали прощаться с нашим учителем (3) он пообещал сводить нас в подземный ход (4) который начинается около крепости. (В.Беляев)

1) 1,4 2) 2,3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4

11. Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Три дня и три ночи бушевала Москва _ вороньи стаи над ней взлетали высоко от набатного звона. (А. Т.)

а) БСП со значением перечисления, ставится точка с запятой, т. к. части отдалены друг от друга по смыслу

б) БСП со значением перечисления, ставится запятая

в) в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой

г) в БСП ставится тире, т. к. первая часть указывает на время

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рыжов был человек инициативный и хозяйственный (1) и (2) хотя (3) на заводе его многие не терпели (4) в цехе рабочие и инженеры его любили и уважали. (Н.Давыдова)

1) 1,2,3,4 2) 1,3,4 3) 1,2,4 4) 1,2

13. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены): [безличное], и [двусоставное].
А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы

14.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Представители экспрессионизма считали любое бессознательное действие отражением психического состояния художника () и в этом видели смысл изображаемого .

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Подготовка к ЕГЭ-2017 Задание 19 «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи» Щепановская Белла Олеговна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №43 г.Краснодара Знаки препинания в ССП

Запятая ставится:

  • Между частями ССП, соединенными посредством сочинительных союзов

Чуть слышно дрогнула струна , и песня стелется на воле.

Запятая НЕ ставится:

1.Если части ССП имеют общий второстепенный член предложения или общую придаточную часть.

В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.

Когда выглянет солнце , лужи быстро просохнут и мы снова пойдем гулять в парк.

2.Между двумя назывными предложениями.

Регулярные свидания и объяснения в любви.

3.Между двумя вопросительными предложениями.

Который теперь час и сколько времени я спал?

Знаки препинания в СПП

Запятая НЕ ставится:

Если перед подчинительным союзом или союзным словом имеется отрицательная частица НЕ

Я живу НЕ чтобы есть, а, наоборот, ем, чтобы жить.

Если придаточное предложение состоит из одного слова

Сын ушел и не сказал куда.

Между однородными придаточными, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами

Стоя посреди лесной поляны, мы слышали, как в кустах журчал ручей и как на ветвях пели птицы .

Если рядом оказываются два подчинительных союза и имеется вторая часть союза ТО, ТАК, НО

Сын предупредил мать, что если он не вернется вовремя с работы, то не стоит беспокоиться.

!!!Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное!!!

Обратите внимание! Составные союзы ТОГДА КАК, СЛОВНО КАК, ЛИШЬ КОГДА запятой не разделяются! Если перед подчинительным союзом стоит ЧАСТИЦА, СОЮЗ, ВВОДНОЕ СЛОВО, то запятая ставится ПЕРЕД ними, а НЕ перед союзом: Неповторим Ярославль, ни с каким городом его не спутаешь, особенно когда увидишь город с Волги. Запятая перед союзом КАК

Запятая ставится:

Запятая НЕ ставится:

1.Если союзом КАК начинается придаточное предложение:

Было слышно , КАК дождь барабанил по крыше.

1.Если на 1-ый план выступает обстоятельственное значение, как правило, обороты с КАК можно заменить творительным падежом существительного или наречием:

КАК дым рассеялись мечты (рассеялись дымом)

2.Перед сравнительным оборотом:

Внизу, КАК зеркало стальное, сияют озера струи.

2.Если оборот с КАК обозначает «в качестве»:

В этом учебном заведении он работал КАК учитель (=в качестве учителя)

3.Если в основной части предложения имеется указательное слово ТАК, ТАКОЙ, ТОТ, СТОЛЬ:

Он ТАК же устал, КАК и мы.

3.Если оборот с КАК является именной частью составного сказуемого:

Одни КАК изумруд , другие КАК коралл .

4.Если оборот начинается с сочетания КАК И:

В ее глазах, КАК И во всем лице, было что-то необычное.

4.Если оборот с союзом КАК характеризует предмет с какой-то одной стороны:

Мы знаем его как талантливого журналиста.

5.Если союзом КАК начинается вводное словосочетание или предложение:

Мне помогал маляр или, КАК он сам себя называл , подрядчик малярных работ.

5.Перед оборотами КАК МОЖНО и КАК НЕЛЬЗЯ с последующей сравнительной степенью наречия:

Он должен это сделать КАК МОЖНО скорее

6.В оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК:

Этот провал есть НЕ ЧТО ИНОЕ , КАК потухший кратер.

6.Перед устойчивым оборотом:

Он несется КАК угорелый.

7.Если сравнительному обороту предшествует отрицательная частица:

Поступил НЕ КАК друг.

Потренируемся! Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5) что мост снесло наводнением.

Потренируемся! Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) им придется возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале.

Потренируемся! Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.

Потренируемся! Утренняя тишина была такой (1) что (2) если на озере сонно вскрикивала птица (3) ее крик гулким эхом отзывался по всему (4) еще не проснувшемуся лесу.

Потренируемся! Поезд опаздывал почти на час (1) и (2) когда показались заветные огни родного городка (3) то Анне подумалось (4) что они ей приветливо подмигивают.

Потренируемся! Вода в круглых окнах-колодцах казалась неподвижной (1) но (2) если приглядеться (3) то можно было увидеть (4) как из глубины оконца все время подымается тихая струя (5) и в ней вертятся сухие листики брусники.

Потренируемся! Иногда кажется (1) что (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь.

Потренируемся! Мне нравились ее глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно было встречаться с ними.

Потренируемся!

  • Я думаю (1) что (2) когда заключенные увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать.

Потренируемся! Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) то с кустов осыплется (6) сверкающая от дождя (7) роса.

Потренируемся! Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества (1) и (2) когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (3) на которых умирающие от голода дети делали снаряды для фронта (4) то многие отказывались верить (5) что такое возможно.

Потренируемся! Командир решил вести отряд в обход (1) потому что (2) если по курсу их движения была засада (3) то следовало обойти врага (4) и ударить ему в тыл.

Потренируемся! На войне бойцы знали (1) что (2) если у фашистов будет отвоеван очередной город (3) то это (4) конечно (5) прибавит сил труженикам тыла.

Потренируемся! Петька очень боялся идти в воду (1) но (2) когда вошел (3) то не хотел вылезать из нее (4) и делал вид (5) что плавает.

Потренируемся! Он работал больше других (1) но (2) когда вставал вопрос о премии (3) его всегда обходили стороной (4) предпочитая награждать других.

Потренируемся! Птенец неловко спрыгнул с ветки (1) и ударился грудью (2) и (3) когда я его поднял (4) то почувствовал (5) как сильно стучит маленькое сердечко.

Потренируемся! Из-за Эльбруса выползла черная туча (1) и (2) прежде чем туристы успели вернуться в базовый лагерь (3) блеснула ослепительная молния (4) оглушительно треснуло небо (5) и застучали крупные капли дождя.

Потренируемся! Мороз усиливался (1) и (2) когда Сашка проходил в светлом круге (3) который образовался от зажженного фонаря (4) он видел медленно реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки.

Потренируемся! Внезапно лошадь встала на дыбы (1) и (2) прежде чем всадник успел что-то сообразить (3) она резко рванулась в сторону (4) сбросив незадачливого седока.

Потренируемся! За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя были построены врассыпную (3) но показывали довольство своих обитателей.

Потренируемся! Мальчишка понуро побрел к калитке (1) и (2) хотя Ирине Андреевне было до слез жаль его (3) но она с сердитым выражением лица крикнула ему вслед (4) чтобы впредь он не появлялся в её доме.

Потренируемся! Ученые уверяют (1) что (2) когда человечество достигнет вершин научно-технического прогресса (3) то оно может стать бессмертным (4) так как изобретёт средства борьбы с любой болезнью.

Потренируемся! Астрономы считают (1) что (2) хотя кометы (3) астероиды (4) и метеориты стороной облетают нашу Землю (5) никак нельзя утверждать (6) что когда-нибудь столкновения не произойдет.

Потренируемся! Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят её из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от её бирюзового свечения.

Потренируемся! Всю ночь моряки тушили пожар (1) и (2) когда рассвело (3) они поняли (4) какой подвиг совершили (5) спасая корабль и самих себя.

Потренируемся! Мы плывём уже в открытом море (1) но (2) если приглядеться (3) на горизонте ещё видна земля (4) кажущаяся тонкой линией.

Потренируемся! Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с круглых лысин булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась этой площадью (5) солнечным днём после первой встречи с Цветухиным.

Потренируемся! Об удивительной доброте Ильи Петровича можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось землетрясение в Спитаке (3) он взял на воспитание троих искалеченных детей (4) и всех их буквально вернул с того света своей заботой (5) и любовью.

Потренируемся! Старый колдун знал (1) что (2) когда зацветёт чертополох (3) и (4) созреют семена дурмана (5) он сможет приготовить варево (6) которое спасет раненого зверя.

Потренируемся! В аудитории стояла невыносимая жара (1) и духота (2) и (3) хотя лектор старался привлечь внимание слушателей интересными фактами (4) но это ему совсем не удавалось.

Потренируемся! Смех в гостиной звучал всё громче и громче (1) и (2) когда Сашка заглянул в неё (3) то он увидел картину (4) совершенно его поразившую.

Потренируемся! Девушки тихо пели (1) и (2) хотя слова песни трудно было понять (3) но звучала в ней такая нежность (4) и боль (5) что невольно наворачивались слёзы.

Потренируемся! Маска производила сильное впечатление (1) и (2) пока не остановилась процессия (3) я смотрел (4) как дымится верхушка этого маскарадного сердца.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сложное предложение с разными видами союзной связи и пунктуация в них. 9 класс Учитель: Палаухина Надежда Григорьевна, МБОУ «Лесокамская основная общеобразовательная школа», Пермский край

2 слайд

Описание слайда:

Задачи урока: Знать: различные виды связи в сложном предложении. Уметь: определять виды связи в СП, ставить знаки препинания в СП с сочинительной и подчинительной связью, объяснять условия их постановки.

3 слайд

Описание слайда:

Актуализация знаний. -Какие предложения называются сложными? -Какие виды сложных предложений вам известны? -На какие виды делятся сложные союзные предложения? -Какие предложения называются сложносочиненными? Сложноподчиненными?

4 слайд

Описание слайда:

Введение в тему урока. Работа с учебником – с.67 №159. Анализ предложений и схем. -Чем эти предложения отличаются от изученных ранее? В чем их особенность? Вывод: В сложных предложениях, состоящих из нескольких простых предложений, могут быть использованы различные типы связи.

5 слайд

Описание слайда:

Объяснение нового материала. Проанализируйте предложения Кругом лежит еще снег, но если быть внимательным, то можно заметить приближение весны. Кругом еще лежит снег, но, если быть внимательным, можно заметить приближение весны.

6 слайд

Описание слайда:

Анализ предложений (по плану), вывод пунктуационного правила А) Какие даны предложения? С какой связью? Б) Проанализируйте схемы предложений. Подумайте, при каких условиях стоящие рядом сочинительный и подчинительный союзы разделяются или не разделяются запятой. В) Вспомните правило о постановке запятой в сложноподчиненном предложении с двумя или несколькими придаточными. (В случае затруднения обращайся к учебнику – с.54 п.9). Г) Сформулируйте правило о постановке запятой в сложном предложении при стечении сочинительного и подчинительного союзов. Д) Объясните постановку запятой в указанных предложениях, постройте их схемы.

7 слайд

Описание слайда:

Вывод пунктуационного правила Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая при стечении союзов ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Самоконтроль по учебнику – с.160.

8 слайд

Описание слайда:

Тренировочно-закрепительные упражнения: Объясните постановку знаков препинания, постройте схемы. Он стал учиться играть на баяне, и, хотя очень старался, мало что получалось. Он стал учиться играть на баяне, и хотя очень старался, но мало что получалось.

9 слайд

Описание слайда:

Расставить знаки препинания, обосновать графически (построить схемы предложений) А) Петька очень боялся идти в воду но когда вошел то не хотел из нее вылезать и делал вид что плавает. Б) Был девятый час утра и хотя жители давно уже встали людей на улице было немного. В) Он был занят и пока я ждал его мне становилось все страшнее.

10 слайд

Описание слайда:

Проверь себя 1.Петька очень боялся идти в воду, но когда вошел, то не хотел из нее выходить и делал вид, что плавает. 2.Был девятый час утра, и, хотя жители давно встали, людей на улице было немного. 3.Он был занят, и, пока я ждал его, мне становилось все страшнее.

11 слайд

Описание слайда:

Самостоятельная работа 1 вариант: 1)Я сижу рядом с рыболовом и пока мы разговариваем ему попадается несколько славных рыбин. 2)Он опустил веки и когда открыл их снова то лицо его стало спокойным и кротким. 3)С весел капали голубые капли и когда они падали в море на месте их падения вспыхивало голубое пятно. 2 вариант: 1)Ласточки кормятся мелкими летающими насекомыми и пока их мало этих птиц не увидишь. 2)Вероятно я проспал большую часть ночи и когда проснулся чуть брезжил рассвет. 3)Пусто никогда не бывает в лесу и если кажется пусто то сам виноват.

12 слайд

Описание слайда:

Взаимопроверка, исправление ошибок 1 вариант: 1)Я сижу рядом с рыболовом, и, пока мы разговариваем, ему попадается несколько славных рыбин. 2)Он опустил веки, и когда открыл их снова, то лицо его стало спокойным и кротким. 3)С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало голубое пятно. 2 вариант: 1)Ласточки кормятся мелкими летающими насекомыми, и, пока их мало, этих птиц не увидишь. 2)Вероятно, я проспал большую часть ночи, и, когда проснулся, чуть брезжил рассвет. 3)Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват.

13 слайд

Урок 54. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (§ 38)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с правилами постановки/непостановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; 2) научить находить границы частей многочленных сложных предложений с различными видами связи, производить выбор необходимого знака препинания, правильно ставить знаки препинания и обосновывать их выбор между частями многочленных сложных предложений с различными видами связи.

I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает о многочленных сложных предложениях, учащиеся рецензируют ответ.

Второй ученик выписывает из упр. 214 сложное предложение с различными видами связи, составляет схему, устно объясняет знаки препинания в упр. 214.

Третий ученик читает шесть многочленных сложных предложений из произведений В. В. Набокова. Класс так же оценивает ответ.

II. Орфографическая работа.

На доске записаны словосочетания.

Притяжательное прил..гательное, пров..сти к..сательную, (не)лепое предпол..жение, разг..ревшееся пламя, возл..гать надежды, выб..рать президиум, бл..стательное достижение, пор..вняться с колонной, соприк..сновение проводов, тёмно-зелёные водор..сли, ср..щение костей, непром..каемый плащ, повелительное накл..нение.

Задание : списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы, сделать синтаксический разбор словосочетания (по выбору учащихся).

III. Объяснение нового материала.

1. Учащиеся анализируют материал, записанный на доске.

а) Глаза у неё были молодые, блестящие, и когда она во время работы надевала очки, то глаза становились со всем круглыми и даже чуть озорными, как у подростка.

б) Жар струился от камней, и, если смотреть вдоль пляжа, казалось, это не воздух колеблется над камнями, а шевелятся сами валуны. (А. Т. Коновко)

2. Девятиклассники записывают в тетрадь многочленные сложные предложения, отвечают на вопрос:

Как ставятся знаки препинания, если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы?

Ученики анализируют записанные многочленные сложные предложения и делают вывод, что если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между союзами ставится. Не ставится она между союзами в том случае, если после придаточного есть вторая часть составного подчинительного союза - то, так, тем .

Учащиеся читают теоретический материал на с. 146, § 38.

I V . Тренировочные упражнения.

1. В упр. 215 списываются многочленные сложные предложения, расставляются знаки препинания, подчёркиваются грамматические основы многочленных сложных предложений.

2. Самостоятельная работа (упр. 216).

3. Предупредительный диктант.

1) Какой-то молодой человек без шапки, со свёртком в руке стоял на тротуаре и, когда карета поравнялась с ним, вдруг бросил свёрток под ноги лошади. (Ю. Я. Трифонов)

3) Троица стала двигаться к выходу из зала, и, когда она почти приблизилась к дверям, в помещение вошли два человека в синей униформе... (А. А. Глебов)

4) Я совершенно не мог противиться его обаянию, и, когда он улыбался мне, я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке и чувствовал себя абсолютно счастливым. (А. Маринина)

5) Внутри ателье оказалось вполне приличным, а если судить по количеству всяких грамот, развешанных аккуратно по стенам, то и просто выдающимся. (А. П. Адамов)

6) Медвежонок, привыкший к жизни среди людей, немного поворчал, но, когда ему дали большую свежую рыбину, занялся лакомством и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ. (М. М. Семёнова)

Тестовые задания

1. Укажите, какой знак следует поставить в предложении на месте знака вопроса.

Солнце светит так, что? если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завес у пожара.

а) двоеточие в) запятую

б) точку с запятой г) тире

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) И когда я уезжал, старуха вынесла мне гуся и что-то ещё, завёрнутое в холщовую тряпицу.

б) Думал я, что, если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром.

в) Петька очень боялся идти в воду, но когда вошёл, то не хотел вылезать из неё и делал вид, что плавает.

г) Но в этом болоте невозможно было стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо льдом понизилась, и так образовался лёд-тощак.

3. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

Вечером перед закатом солнца сидел он над прудом широкое пространство вод отражало в себе чистое небо и наш ребёнок задумался...

а) сложносочинённое в) бессоюзное сложное

б) сложноподчинённое г) многочленное сложное

V . Домашнее задание: § 38, упр. 217.

Урок 55. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи (§ 39)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи; 2) научить производить синтаксический и пунктуационный разбор (устный и письменный) указанного типа предложения.

I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик делает сообщение о знаках препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Класс рецензирует его сообщение.

Второй ученик выписывает из упр. 217 многочленные сложные предложения, расставляет знаки препинания, объясняет постановку запятых.

Третий ученик анализирует текст в упр. 217 по плану.

1) Тема текста.

2) Основная мысль текста.

3) Структура (композиция текста, основные его части).

4) Тип текста.

5) Стиль текста.

6) Языковые особенности текста.

Учащиеся слушают, делают замечания.

I I. Повторение материала. На доске записаны слова с пропущенными буквами.

Счаст..е, раз..ярённый, заяч..и, пред(?)экзаменационный, с..ёжиться, наслажден..е, раз(?)общить, об..езженная, под..ёмный, в..юга, под(?)язычный, с(?)экономить солов..иный.

Задания:

1. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, графически обозначьте орфограмму, расскажите, в каких случаях пишется разделительный ь , в каком - ъ .

2. Составьте шесть многочленных сложных предложений с различными видами связи, используйте слова с орфограммой «Разделительные ъ и ь ».

I I. Знакомство с планом синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи.

Учащиеся читают план синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи на с. 148-149, анализируют образцы синтаксического и пунктуационного разбора (устного и письменного), запоминают порядок разбора.

I II . Тренировочные упражнения.

1. В упр. 218 учащиеся производят устный синтаксический и пунктуационный разбор первого и второго предложений, письменный - третьего и четвёртого предложений.

2. На доску проецируются многочленные сложные предложения из произведений Ф. И. Тютчева с пропущенными знаками препинания.

1) Украдкою в моё окно

Глядело бледное светило

И мне казалось что оно

Мою дремоту сторожило.

2) Как весел грохот летних бурь

Когда взметая прах летучий

Гроза нахлынувшая тучей

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно.

Задание: спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, сделайте письменный синтаксический и пунктуационный разбор первого предложения.

3. Диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием.

Эти берёзы и сосны становятся всё неприветливей; они хмурятся, собираясь толпами всё плотнее и плотнее. Идёт молодой лёгкий снежок, но от сплошных чащей в вагонах темнеет, и кажется, что хмурится и погода. Омрачается и радость возвращения к тихому лесному дню... Новая дорога всё дальше уводит в новый, ещё неизвестный мне край России, и от этого я ещё живее чувствую то, что так полно чувствовалось в юности: всю красоту и всю глубокую печаль русского пейзажа так нераздельно связанного с русской жизнью. Новую дорогу мрачно обступили леса и как бы говорят ей:

Иди, иди, мы расступаемся перед тобою. Но неужели ты снова только и сделаешь, что к нищете людей прибавишь нищету природы? (111 слов)

(И. А. Бунин)

Грамматическое задание: сделайте письменный синтаксический и пунктуационный разбор многочленного сложного предложения (по выбору учащихся).

4. Конструирование.

На доску проецируются схемы.

Задание: составьте многочленные сложные предложения по предложенным схемам, расскажите о видах связи между предикативными частями.

5. Сочинение-миниатюра на тему «Дружба в жизни человека« с использованием многочленных сложных предложений.

V . Домашнее задание:

б) выписать из упр. 219 многочленные сложные предложения, составить схемы этих предложений.

Урок 56. Подробное изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (упр. 219) (Р)

I . Работа над содержанием текста.

1. Определите стиль и тип.

2. Какова его основная мысль и как она выражена?

3. Сделайте анализ структуры (композиция текста, основные части).

4. Рассмотрите языковые особенности текста.

II. Пунктуационный анализ текста (учащиеся читают многочленные сложные предложения, объясняют знаки препинания в них).

III. Чтение памятки «Как совершенствовать написанное« на с. 187-188 учебника.

I V . Учащиеся пишут подробное изложение фрагмента легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Урок 57. Публичная речь (§ 40) (Р)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями публичной речи, научить различать термины публичный и публицистический ; 2) научить анализировать публичную речь, выявлять в ней недочёты, формулировать коммуникативную задачу такого рода высказывания, его основную мысль.

I . Анализ изложений, работа над ошибками, допущенными в изложении.

II. Объяснение нового материала.

1. На доску проецируется высказывание К. Г. Паустовского.

Каждое выступление, независимо от темы, должно быть живым, живописным, а не набором шаблонных фраз и цифр.

2. Учащиеся выразительно читают высказывание, уточняют, какие требования нужно учитывать, чтобы умело выступать публично.

3. Девятиклассники читают и анализируют теоретический материал § 40.

Рекомендации учителю: научите различать термины публичный и публицистический. В § 40 учебника рассматриваются публичные высказывания на публицистическую тему (научный доклад тоже публичный акт, так как представляет собой выступление перед публикой, но для него характерны признаки научного стиля). Публицистическое высказывание затрагивает вопросы общественного, гражданского звучания и обладает такими признаками аналогичного стиля, как употребление общественно-политической лексики (выборы, парламент, нравственный долг, обязанности гражданина и т. п.), эмоционально окрашенных (торжественных и иронических) слов и оборотов речи, крылатых выражений, пословиц, обращений, побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов и т. п.

Язык публицистического выступления должен быть прост и выразителен, чтобы воздействовать на ум, чувства и поступки слушателей, поэтому хорошие ораторы стараются избегать всякого рода шаблонов. Нужно, чтобы учащиеся осознали это и получили представление о ярком, богатом языке публицистических высказываний.

III. Тренировочные упражнения.

В упр. 220 учащиеся читают высказывание судебного оратора А. Ф. Кони, отвечают на вопросы и выполняют задания:

Какие три требования, по мнению Кони, нужно учитывать, чтобы умело выступать публично?

Что нужно знать о громкости, тоне, паузах, краткости устной речи?

Продумайте последовательность вашего высказывания на тему «А. Ф. Кони о публичной речи». Составьте краткий план и выпишите цитаты в соответствии с пунктами плана.

Рекомендации учителю : обратите внимание на то, что составление плана - это важный момент в подготовке публичного выступления, в цитатах содержится основная информация о том, как следует готовить и произносить публичную речь. Опыт показывает, что подготовленную речь надо прорепетировать дома, чтобы она прозвучала заинтересованно, как приглашение задуматься над поставлен ной проблемой, включиться в поиск решения, как призыв к определённым действиям. Выступающий должен чётко сформулировать коммуникативную задачу своего публичного высказывания, его основную мысль.

2. В упр. 221 учащиеся анализируют публичную речь прокурора (отрывок из романа Л. Н. Толстого «Воскресение») и выполняют задания:

Найдите в речи прокурора несоответствия требованиям к устной публичной речи.

Найдите в речи отступления от темы.

Найдите в тексте подтверждение тому, что выступающий опирается в своих выводах на факты.

В помощь учителю: анализ текста упр. 221 позволяет выявить недочёты публичной речи прокурора: «...говорил очень долго, стараясь вспомнить все те умные вещи, которые он придумал... и чтобы его речь лилась... в продолжение часа с четвертью». Бездоказательно говорит о подсудимой и её жизни, отклоняется от темы, сообщая о научных исследованиях школы Шарко и приписывая ей свойство внушения. Естественно, что присяжные и председатель замечают эти недостатки речи прокурора и один из них характеризует прокурора самым нелестным образом: «Ужасный болван».

Девятиклассники, анализируя речь прокурора, делают важный вывод : выступающий с публичной речью должен уважительно относиться не только к подсудимой, но и ко всем присутствующим. Его речь должна быть предельно краткой и содержать проверенную и правовую информацию.

I V . Домашнее задание: § 40, упр. 222.

Урок 58. Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал: повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки/непостановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи, обосновать выбор места для знака препинания.

I. Проверка домашнего задания.

1. Публичные выступления учащихся на тему «Взрослые и мы».

2. Класс оценивает выступления, учитель напоминает, что нужно учитывать для умелого публичного выступления. В случае затруднения учащиеся читают требования А. Ф. Кони к публичному выступлению.

I I . Повторение материала.

На доску проецируется текст с пропущенными буквами и знаками препинания.

Бывало встан..шь рано утром... Бежишь к реке на ходу быстро раздева..шься и (с)размаху буха..шься в студё(н, нн)ую розовую от з..ри ещё по(д, дд)ёрнутую лёгким паром гладкую как зеркало водя(н, нн)ую поверхность к великому ужасу целого ути(н, нн)ого семейства которое с тр..вожным кряканьем и писком поспешно расплывает(?)ся в разные стороны из пр..брежного трос..ника. Выкупаешься и дро(ж, жж)а от холода с чувством здоровья и свежести во всём теле сп..шишь к чаю накрыт..му в(густо) заросш..м п..лисаднике в тени с..реневых кустов обр..зующих над столом душистую зелёную беседку. На столе вокруг блестящего самовара ра(с, сс)тавле(н, нн)ы молочник с густыми ж..лтыми сливками большой л..моть свежего деревенского хлеба кусок тёплого только что выреза(н, нн)ого сотового мёда на листе лопуха тарелка круп ной малины.

(А. И. Куприн)

Задания:

1. Прочитайте текст и озаглавьте его.

2. Назовите основную мысль.

3. Определите тип и стиль.

4. Укажите языковые особенности.

5. Запишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания, обозначьте графически орфограммы.

II. Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

1. Фронтальный опрос учащихся по контрольным вопросам и заданиям на с. 154.

2. В упр. 223 ученики анализируют отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», уточняют микротемы в отрывке, списывают, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняют знаки препинания в многочленном сложном предложении.

3. Самостоятельная работа. В упр. 224 девятиклассники определяют тему текста, выписывают сложные предложения с различными видами связи, составляют схемы этих предложений.

4. Развитие речи. Учащиеся записывают ответ на вопрос: «Какие черты личности юного композитора - новатора Сергея Сергеевича Прокофьева, по вашему мнению, отразились в его воспоминаниях?» (упр. 225). В ответе используют сложные предложения с различными видами связи.

5. Диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием.

ТЁМНЫЙ ЛЕС

Тёмный лес хорош в яркий солнечный день - тут и прохлада и чудеса световые; райской птицей кажется дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч; листья простейшей рябины в подлеске вспыхивают зелёным светом, как в сказках Шехерезады.

Чем ниже спускаешься чащей к речке, тем гуще заросли, тем больше прохлада, пока, наконец, в черноте теневой, между завитыми хмелем ольхами, не блеснёт вода бочага и не покажется на берегу его влажный песок. Надо тихо идти: можно увидеть, как горлинка тут пьёт воду. После на песке можно любоваться отпечатками её лапок и рядом - всевозможных лесных жителей: вот и лисица прошла...

(М. М. Пришвин)

Грамматическое задание : сделайте синтаксический разбор многочленного сложного предложения (по выбору учащихся).

6. Схематический диктант.

На доску проецируются многочленные сложные предложения.

1) Как ни гнетёт рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины и сердце как ни полно ран; каким бы строгим испытаньям вы ни были подчинены, - что устоит перед дыханьем и первой встречею весны! (Ф. И. Тютчев)

2) Мальчик прислушался, и сквозь дальний городской шум ему взаправду показалось, что он слышит, как растёт и чуть шевелится горячая от солнца трава. (В. И. Белов)

3) Два скворца, которые поселились в скворечне, без передышки летали на лужок, и Павлуня никак не мог уследить за ними, потому что на лужок летали и другие скворцы. (В. И. Белов)

4) Прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль. (Л. Н. Андреев)

5) Вокруг переливались от ветра хлеба: поле ржи сквозило тем сизым отливом, который приходит вместе с выходом озими в трубку. (В. И. Белов)

6) Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями за плакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. (Л. Н. Андреев)

Задание: начертите схемы многочленных сложных предложений, предложения не записывайте.

I V . Домашнее задание:

а) повторить материал § 37-39;

б) выполнить упр. 226;

в) выписать из произведений художественной литера туры шесть многочленных сложных предложений, сделать синтаксический разбор одного из них.