Рождество православное и католическое - в чём отличие? В чем отличие православного Рождества от католического

В чем разница между старым и новым стилем? Почему католики и православные празднуют Рождество в разные дни? Многие задавались этими вопросами, но отвечают на них обычно просто – разные календари, и все тут. А что если взять и договориться привести календари в соответствие?

Попробуем разобраться. Действительно ли это принципиально и почему – в материале портала Москва 24.

Фото: Портал мэра и правительства Москвы

На первый взгляд единая дата Рождества сразу бы многое упростила – православные верующие снова как и в дореволюционные годы стали бы отмечать Рождество 25 декабря, им не нужно было бы соблюдать рождественский пост во время Нового года, а иностранным друзьям не пришлось бы каждый раз объяснять, почему мы не празднуем главный христианский праздник со всем остальным миром. На самом деле все не так просто, но для начала придется разобраться в отличиях календарей и во всем том, к чему они в конечном итоге привели.

Юлианский календарь был введен в Римской империи по указу Юлия Цезаря, в честь которого он и был назван, 1 января 45 г. до н.э. До этого год у римлян длился 355 дней, из-за чего периодически вводили дополнительный месяц, чтобы поспевать за тропическим годом – тем реальным отрезком времени, за который солнце завершает цикл смены времен года. По структуре год юлианского календаря выглядит так, как мы к тому привыкли, – 365 дней, каждый четвертый год – високосный. Таким образом, средняя продолжительность года получается 365 ¼ дня. Такой календарный год в отличие от предыдущего стал уже длиннее тропического. Всего на 11 минут и 15 секунд – казалось бы, совсем немного, а каждые 128 лет накапливалось по одному лишнему дню. Из-за этого Рождество постепенно сдвигалось от близости к зимнему солнцестоянию в сторону весны, смещался и день весеннего равноденствия – а от него отсчитывается Пасха. В конечном итоге расхождение календарного времени с реальным сложно было игнорировать. Тогда и возникла необходимость в новом календаре.

Григорианский календарь был введен Папой Римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года – там после этого дня наступило сразу 15 октября. Эта система исчисления времени и получила название нового стиля (а юлианский календарь, соответственно, стал известен как старый стиль). Россия на григорианский календарь не перешла и продолжила жить в юлианском. Так что Рождество у нас было, как и у всех, 25 декабря. Только у католиков в это время был уже январь. А потом случилась революция, и Совнарком принял декрет - перейти на одну систему исчисления со всем миром. Это произошло 31 января 1918 года – после него в РСФСР наступило 14 февраля, таким образом, мы "синхронизировались" с другими странами.

А как же Церковь?

Здесь и начинается самое интересное. В светском летоисчислении мы стали жить одновременно с Западом. А вот Русская православная церковь (а вместе с ней – Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Афон) менять календарь отказалась. И дело здесь вовсе не в упрямом нежелании следовать за католиками – за этим решением стоят очень важные для церкви причины.

Прежде всего по христианским канонам новозаветная Пасха должна идти за ветхозаветной. Это продиктовано хронологическими соображениями – Иисус Христос был распят накануне иудейской Пасхи, а воскрес на ее третий день. У христиан, живущих по григорианскому календарю, это правило иногда нарушается, что, по идее, искажает логику богослужебного времяисчисления – а в православном церковном календаре события жизни Иисуса Христа строго следуют одно за другим. Кроме того, именно накануне православной Пасхи на Гроб Господень в Иерусалиме традиционно снисходит Благодатный огонь, а в крещенскую ночь – освящается вода. Эти чудеса являются еще одним доводом православных христиан в пользу истинности своего календаря. Согласитесь, причины более чем серьезные, так что позиция большинства православных церквей ясна – пусть уж католики возвращаются к правильному календарю. А мы подождем.

На заметку

Интересно, что 11 поместных православных церквей (среди них – Греческая, Румынская, Болгарская и другие) празднуют Рождество, как и католики, в ночь на 25 января. В 1923 году они перешли на новоюлианский календарь – то есть фактически календарь с юлианской пасхалией и григорианским календарем одновременно. Получается, что Пасху они празднуют с православными, а непереходящие праздники – с католиками.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей постоянно увеличивается – каждые 400 лет на трое суток. Таким образом, православные церкви, использующие юлианский календарь, с 2101 года начнут праздновать Рождество 8 января.

Один из главных праздников всего христианского мира отмечается в десятках стран, но не в один и тот же день

Католики и несколько поместных православных церквей празднуют Рождество 25 декабря. Армянская апостольская церковь – 6 января. 7 января Рождество помимо Русской православной церкви отмечают православные из Иерусалима, Грузии, Сербии, Польши, а также Украинская грекокатолическая церковь и старообрядцы..

Опаздывающий календарь

Когда христианский мир еще не успел расколоться, Рождество праздновали 25 декабря. Первое упоминание о том, что именно в этот день верующие отметили именно этот праздник, относится к 300-м годам. Тогда весь мир жил по юлианскому календарю. Он был лучше предыдущей системы летоисчисления, но все же оставался не совсем точным.

Из-за этих неточностей раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. С веками разница между годом календарным и астрономическим все больше и больше увеличивалась. Пасха начала праздноваться слишком рано и выпадала на разные дни недели. Глядя на все это, Папа Римский Григорий XIII решил: пора что-то менять.

В 1582 году Европа перешла на григорианский календарь. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная – юлианским. Со временем на григорианский календарь стали переходить и другие страны мира, в том числе те, в которых часть населения относит себя к православию.

Россия держалась до последнего. Вплоть до 1917 года наша страна жила по юлианскому календарю, и поэтому Рождество мы отмечали тогда же, когда и остальной христианский мир – 25 декабря. После революции Россия перешла на «прогрессивный» календарь. К тому времени разрыв между календарями достиг уже 13 дней.

Русская православная церковь переходить на григорианский календарь отказалась, несмотря на сильнейшее давление со стороны светского мира. И дело было уже далеко не в астрономии. В православии считается, что григорианский календарь коверкает последовательность событий, описанных в Библии, из-за чего Пасха празднуется не тогда, когда нужно. Поэтому православная церковь продолжила жить и определять даты праздников по юлианскому календарю. И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю.

История раскола

Несмотря на разницу почти в две недели, и католики, и православные отмечают, по сути, один и тот же праздник, и верят, если не вдаваться в детали, практически в одно и то же. Но в христианском мире нет единства, и нет его уже очень и очень давно.

Официально датой раскола христианской церкви на Католическую с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе принято считать 1054 год. Но корни этого события уходят еще глубже.

Самым большим религиозным спором между представителями двух противоборствующих сторон является различие в учении о Святой Троице. Западные церковные отцы считают, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточные – что только от Отца. При этом каждый, конечно же считает, что его точка зрения абсолютно верна, а оппонент заблуждается.


Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии. Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали.

Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представителя двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме. В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется.

Разница в традициях

Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть.


Помимо разного подхода к учению о Святой Троице католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. Католическая церковь считает, что зачатие Девы Марии было непорочным, православные так не думают. У католиков есть Чистилище, у православных его нет.

В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго. Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах.

За века раскола разные подходы к тому, как креститься, молиться, сидеть или стоять в храме, причащаться, в чем ходить в церковь и так далее и тому подобное, лишь еще больше укрепились. Поэтому сейчас, хоть церкви и сделали шаг в сторону примирения, идея единого христианского мира мало кому кажется реальной.

Кстати : Католики не придерживаются такого строгого поста перед Рождеством, как православные. Католическое Рождество больше похоже на Новый год в России – вся семья наряжает ель, собирается за праздничным столом и дарит друг другу подарки. Главное рождественское блюдо у многих католиков – индейка или гусь, запеченные целиком.

Рождество Христово - один из главных духовных православных праздников, который отмечается 25 декабря католиками и 7 января православными.

В обеих религиях отмечают Сочельник - вечер накануне рождественской ночи (Иисус родился именно ночью - отсюда другая легенда про Вифлеемскую звезду.) Название в русском языке происходит от слова сочиво - пшеничные зерна, смоченного соком ягод или медом. Сам праздник Рождества является датой разговления - освобождения от поста и предания чревоугодию.

Чем же отличается католическое и православное Рождество?

Дата

Несовпадение празднования Рождества Христова западными и восточными церквями объясняется принятыми ими различными системами летосчисления. После того, как на Западе был составлен новый Григорианский календарь, католики и протестанты стали праздновать Рождество на две недели раньше православных. Обращаем внимание читателей на тот факт, что дата на самом деле одна, а разница - в календаре.

У католиков даже новогодняя ёлка называется рождественской. Её ставят в канун праздника - 24 декабря - когда в западной традиции отмечается день Адама и Евы.

Богослужение

В православии принято одно рождественское богослужение, которое длится до утра, и в котором соединены Великое Повечерие, Утреня и Литургия.

У католиков служат три раздельные мессы - ночью, утром и днем. Это символизирует как бы рождение Спасителя в лоне Отца, в чреве Богородицы и в душе каждого человека.

Фото: www.russianlook.com / Рождество у католиков - главный праздник.

Отношение к празднику в обществе и в церкви

Православное Рождество - это духовный, церковный праздник, а не семейный. Пост проходит очень строго — каждый верующий должен сдерживать себя и много трудится, духовно и телесно, чтобы в итоге наградить себя возможностью празднования и отдыха. За пять дней до Рождества в церквях поминаются библейские события, связанные с Рождеством. Сама церковная служба протекает так же, как и несколько веков назад — все традиции тех времен соблюдаются из года в год. При этом Пасха почитается больше, чем Рождество. То есть, для православных важнее, что Христос воскрес, а для католиков - что родился. ​

У католиков Рождество - это любимейший семейный праздник. Церковные службы о других библейских событиях проходят после Рождества, начиная с первого января. Пост перед Рождеством «слабее» православного — разрешается расслабляться. Самая церковная служба адаптирована под современный мир и упрощена.

У католиков очень много разнообразных блюд под Рождество, но главное всё же - гусь с яблоками. Православные уделяют основное внимание праздничному столу в Сочельник, когда на стол ставят 12 постных блюд. Для праздничного рождественского стола рекомендуем испечь , пошаговый рецепт которого опубликован на сайте АиФ-Красноярск.

Обязательные блюда, которые должны стоять на столе православного в Рождество - сочиво и взвар. Сочиво готовят из пшеничной крупы или риса с добавлением меда, сухофруктов, орехов. Взвар - это компот из сухофруктов.

Рождественский стол. Фото: www.russianlook.com

На Рождество католики дарят всем подарки. По традиции никто не должен остаться без сюрприза - ни родственник, ни добрый знакомый. В православной традиции такого внимания к подаркам нет, хотя детей подарками традиционно одаряют.

Кто главный персонаж праздника?

Если православные чтят, безусловно, родившегося Христа, который появился на свет, то у католиков главный «фигурант» торжества - Святой Николай или Санта Клаус, в обязанности которого входит одаривать подарками детей. При этом сам Санта-Клаус не приходит к детям с мешком подарков, как русский Дед Мороз. Подарки он прячет ночью в носки, развешивает их над камином, а сам исчезает незаметно в каминную трубу. В этом обычае переплетаются христианские и языческие обряды, и не все священники положительно относятся к этому почти языческому святому.

Материал подготовлен с помощью общедоступных источников.

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира.

Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов.

Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) девяти месяцев, Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.

Православные христиане в России отмечают Рождество 7 января, а дата католического Рождества - 25 декабря. Почему даты праздника отличаются на 13 дней? Это произошло из-за принятия разных календарей: в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, "григорианский" календарь, получивший определение "новый стиль". Старый, юлианский календарь, стали называть старым стилем. Различие между новым и старым стилем каждые сто лет увеличивается на 1 день и в XX в. составляет 13 суток.

В то время, как в Европе появился новый григорианский календарь, в России продолжали пользоваться юлианским. Когда в 1918 году власть ввела григорианский календарь и в Советском Союзе, церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря - таким образом, появился "Новоюлианский" календарь.

Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе, и постановление было отменено менее, чем через месяц. Таким образом, католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, встречают праздник Рождества Христова в ночь с 24 на 25 декабря.

В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Русская, Иерусалимская, Грузинская, Украинская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются так называемым "Новоюлианским", который пока совпадает с Григорианским.

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

В 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но и в домах. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.

В дни празднования Рождества установился обычай преломлять "рождественский хлеб" - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.

Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Рождество Христово – один из самих главных христианских праздников. Только вот отмечают 25 декабря, а православное – 7 января

Чем отличается католическое и православное Рождество? И почему католическое Рождество отмечается раньше?

Начнем с того, что точная дата рождения Иисуса Христа неизвестна. Поэтому день для празднования рождения Христа во плоти просто назначили. В Римской империи с 4-го века начали отмечать Рождество Христово 25 декабря, в день старого языческого праздника Солнца и зимнего солнцестояния.

Как же случилось так, что теперь католическое Рождество отмечается раньше, а православное «отстает»?

Несоответствие астрономического календаря и номинального все больше нарастало, наконец, папа Григорий XIII в 1582 году объявил о реформе календаря. Чтобы восстановить разницу во времени, пропустили 10 дней, и после 4 октября, по указу Папы Римского, настало сразу 15-е октября.

Папа Римский Григорий XIII — реформатор календаря

В григорианском календаре, правда, лишнее время тоже набегает, но не так быстро: всего лишь 1 лишний день за 10 тысяч лет. Все потому что он предусматривает меньше високосных лет.

В ночь с 6 на 7 января Рождество празднует также Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, которые придерживаются Юлианского календаря, и некоторые поместные католические церкви. Так, Украинская Греко-Католическая Церковь отмечает Рождество тоже 7 января.

В то же время все остальные православные церкви, Римская католическая церковь и протестанты празднуют Рождество в ночь с 24 на 25 декабря.