Что такое интонация? Виды интонации. Основные элементы интонации. Какими бывают предложения по интонации? Интонация ее роль в чтении детям

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина - это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

  • Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
  • Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние - радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

  • Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

Устная речь характеризуется наличием разнообразных эмоционально-интонационных оттенков. С их помощью можно одному и тому же выражению добавить различных значений: удивления, издевки, вопроса, утверждения и других вариантов. На письме все это передать намного сложнее, но возможно с помощью знаков препинания, которые отражают основные элементы интонации.

Понятие об интонировании

Без интонации кажется скучной, сухой и безжизненной. Только с помощью переливов голоса можно сделать любое повествование живым и экспрессивным. Поэтому интонацией называют ритмико-мелодичную сторону процесса говорения.

Более узкое значение интонации подразумевает колебания голосового тона, что в общих чертах отождествляется с мелодикой устной речи. Более широкое понимание расширяет понятие мелодики, дополняя его паузами, темпом и другими составляющими речевого потока, вплоть до тембра голоса и его ритма. Есть и менее привычные и очевидные основные элементы интонации. Ударение относится к ним как нельзя лучше. При этом речь идет не только о словесном, но и о логическом его варианте. Выделение в речевом потоке одного слова существенно изменяет всю тональность предложения.

Мелодика как основа интонации

Чтобы понять, в чем различие смысловой нагрузки одной и той же фразы, но в разных нужно посмотреть на ее мелодику. Именно с нее начинаются основные элементы интонации.

Для начала отметим, что мелодика организовывает воедино одну фразу. Но также с ее помощью выполняется смысловое различение. Одни и те же высказывания обретают новых оттенков в зависимости от того, как проявляет себя мелодика.

Рассмотрим это на конкретном примере: «Сидеть!» произнесенное с резкой и громкой интонацией, делающей выделенное ударение на гласный, показывает категорический приказ. «Сиде-е-еть?!» - выражает вопрос и возмущение за счет протяжности ударного гласного и восходящей интонации в конце фразы. Таким образом, мы видим, что одно и то же слово, обогащенное разной мелодикой, имеет совершенно отличимую смысловую нагрузку.

Интонация в синтаксисе

Для разграничения частей предложения, выделения его смыслового центра, завершения речевой фразы, человек использует разные интонационные средства. Поскольку это крайне важно для такой науки, как синтаксис, она больше всех изучает эти средства.

Русский язык имеет шесть типов конструкций по интонированию. Центральной его частью есть слог, на который идут все типы ударений. Также этот центр делит конструкцию на две части, которые выделяются не во всех фразах.

Самыми распространенными типами, а, следовательно, и предложения по интонации бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. Именно вокруг этих интонационных моделей и строится основная мелодическая картинка речи.

Типы предложений

Синтаксисты различают предложения по цели, интонации. Каждый из них выражает совершенно разную информацию и имеет свою мелодику.

Спокойно, ровно и без каких-либо явных интонационных выделений передают информацию. Большинство эмоциональных оттенков в таких предложениях оформляется на лексическом уровне: "У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…"

Для вопроса характерна восходяще-ниспадающая интонация, при которой в начале вопроса тон существенно повышается, а к его окончанию - понижается: "Когда ты сюда пришел?"

А вот восклицание имеет ровную восходящую интонацию. Тон фразы поднимается постепенно, и в ее конце обретает наивысшее напряжение: "Она пришла!"

Делаем вывод, что интонация, примеры которой мы рассмотрели выше, служит для того, чтобы выражать эмоции и отношение того, кто говорит, к содержанию сказанной им информации.

Другие интонационные средства

Если рассматривать этот вопров более детально, то предложения по интонации бывают не только трех типов. Дополнительные ее средства дают неограниченную картинку эмоционально-интонационного выражения.

Голос человека имеет разные качества. Он может быть громким и тихим, сиплым и звонким, скрипучим, напряженным и текучим. Все эти качества делают речь более мелодичной и выразительной. Но они слабо передаются на письме отдельными знаками.

От скорости речи также зависит ее интонационная картинка. Мелодика быстрой речи свидетельствует о взволнованном состоянии человека, который говорит. Медленный темп свойственен в ситуации неуверенности либо торжественности.

Ну и, пожалуй, самые интонации - паузы. Они бывают фразовые и тактовые. Служат для выражения эмоций и разделения речевого потока на завершенные блоки. По своей модальности паузы бывают завершенными и не завершенными. Первые употребляются в абсолютном конце предложения. В его же середине есть место для незавершенных пауз, которые оформляют конец такта, но не всей фразы.

От правильности использования паузы зависит смысл предложения. Всем известен пример: "Казнить нельзя помиловать." От места паузы зависит, выживет человек или нет.

Отражение интонации на письме

Интонирование текста более характерно для живой речи, когда человек может управлять голосом, и с его помощью менять мелодику высказывания. выглядит довольно сухо и неинтересно, если не использовать средства, с помощью которых передается интонация. Примеры таких знаков известны всем со школы - это точки, тире, восклицательный и запятые.

Конец мысли оформляет точка. Последовательное разворачивание фразы оформляется запятыми, указывающими на место пауз. Неоконченная, оборванная мысль - это многоточие.

А вот причинно-следственные отношения выражаются при помощи тире. Перед ним в речи интонация всегда повышается, а после - идет на спад. Двоеточие, наоборот, характерно тем, что перед ним голос немного утихает, а после паузы начинается новый виток его развития с постепенным угасанием к концу предложения.

Общая интонация текста

С помощью интонационных средств можно добавить общего тона звучания тексту. Романтические рассказы всегда напряженные и интригующие. Они вызывают эмоции сопереживания и сочувствия. А вот строгие доклады никак не откликаются на эмоциональном уровне. В них, кроме пауз, нет других существенных интонационных средств.

Конечно, нельзя утверждать, что общее звучание текста полностью зависит от частных интонационных средств. Но общая картина отражается только при условии использования неких элементов мелодики для раскрытия главной мысли. Без этого суть сообщения может быть непонятной людям, которые с ним ознакомились.

Интонация разных стилей речи

Каждый стиль речи имеет свою интонационную картинку. В зависимости от она может быть как максимально развитой и разносторонней, так и минимальной, без особых эмоциональных переливов.

Официально-деловой и научный стили в этом плане можно назвать самыми сухими. Они повествуют о конкретных фактах, построенных на сухой информации.

Самыми эмоциональными стилями можно назвать разговорный и художественный. Для передачи всех красок устной речи на письме используются основные элементы интонации, и другие, менее популярные средства. Часто, чтобы читатель представил речь персонажа, авторы прибегают к подробному описанию процесса произношения. Это все дополняется письменными интонационными знаками. Поэтому читатель легко в голове воспроизводит ту интонацию, которую он видит посредством визуального восприятия.

Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обяза-тельным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.

В узком смысле интонация понимается как «движение голосового тона» и совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле термин «интонация» обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т.е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т.д.) и ритм.

Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.

Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосо- вого тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с эмфатическим ударением).

Интонация прежде всего является средством разграничения синтаксических единиц, поэтому она подробнее рассматривается в синтаксисе. В русском языке выделяется шесть основных типов интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр - слог, на который падает тактовое, фразовое или логическое ударение, а также предцентровую и постцентровую части, которые в некоторых случаях могут отсутствовать. Из множества типов интонации особенно выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.

Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт.
Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?

Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!

Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации - это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, при- дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.

Темп речи - это ее скорость. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный темп - торжественной.

Паузы - это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в речевые такты. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний: Казнить нельзя / помиловать и Казнить / нельзя помиловать.

Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М.

Фонетика современного русского языка, 2010.

Правильная интонация: что это?

Интонация - отличительный признак устной речи

Интонация: что это?

5. Значение интонации для формирования выразительной речи.

6, основные элементы интонации


Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.

Обычно под интонацией понимают целый ряд средств организаций звучащей речи, это прежде всего мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы. Все они существуют в своей совокупности и единстве, и таким образом, в целом, интонация относится к суперсегментмым элементам, имеющим отношение или к целому предложению, или к его отрезкам – синтагмам.

Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные интонационные конструкции (ИК) . В современном русском языке как правило выделяется семь основных интонационных конструкций.



Каждый тип ИК имеет свой интонационный центр (ИЦ) , т.е. слог, на который падает основное синтагментное или фразовое ударение, на этом слоге мелодия предложения или понижается или повышается, в некоторых случаях может произойти и довольно сложное комбинированное движение мелодии от понижения к повышению и наоборот. Кроме того, как правило, выделяется и, так называемая, предцентровая часть , произносимая обычно на среднем тоне говорящего и, так нызываемая, постцентровая часть , которая в зависимости от ситуации может произноситься или с постепенно нисходящей мелодией, или, наоборот, на более высоком тоне, чем предцентровая часть.

Значение интонации для формирования выразительной речи

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи .

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации , средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).

Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты. Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» < , >;
пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» < / >;
пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» < // >;
пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» < /// >.

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить се-бя делать фактические остановки. Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глуби-не. При этом вдох короче выдоха, что важно для речи и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулируетритм речи . Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Неда-ром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи , он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижениеоснов ораторского искусства невозможно без выработки правильной интонации.

1. Что такое интонация?

2. Из каких компонентов состоит интонация?

3. Какие виды мелодики свойственны русскому языку?

4. Каковы основные функции интонации?

Интонация – очень важная и развитая сторона русского языка: очень многое в речи передается не словами, а интонацией.

Так, предложения, одинаковые по своему лексическому составу и синтаксическому построению, могут различаться по интонации и, как следствие, по смыслу. Например, предложение: Какая у него профессия – может быть произнесено с шестью разными интонациями, и в соответствии с этим оно будет иметь разные значения:

1. Какая у него профессия. (Данное повествовательное предложение может быть использовано в качестве заголовка к статье о чьей-либо профессии).

2. Какая у него профессия? (Обычное вопросительное предложение с целью узнать чью-либо профессию).

3. Какая у него профессия? (Вопросительное предложение-переспрос, т.е. воспроизведение вопроса отвечающим, например:

– Какая у него профессия?

– Какая у него профессия? Летчик.

(Вопрос-переспрос характеризуется специфическим ускоренным темпом).

4. Какая у него профессия? (Вопросительное предложение – припоминание произносится с замедленным темпом).

5. Какая у него профессия! (Восклицательное предложение, выражающее восхищение, положительную оценку, т.е. оно означает, что профессия очень хороша).

6. Какая у него профессия! (Восклицательное предложение, выражающее отрицательную оценку, т.е. оно имеет значение: нет у него никакой профессии).

Предложения, разные по лексическому составу, могут быть одинаковы по интонации, например: Ты написал реферат? Ты пойдешь в кино? Алишер сдал лабораторную работу?

Интонация – это повышение и понижение тона с целью выделения смысловых частей в речи и выражения отношения говорящего к тому, о чем он говорит.

Интонация состоит из следующих компонентов:

1. ударения,

2. мелодики,

4. темпа речи,

5. тембра речи.

Логическое ударение. От словесного ударения, т.е. ударения, присущего каждому отдельному слову, отличают логическое (смысловое) ударение. Логическое ударение является важнейшим компонентом русской интонации. Оно служит для выделения самого важного по смыслу слова. Например, предложение: Мы ходили в музей, можно прочитать по-разному, если менять в нем логическое ударение:

1. Мы ходили в музей. (Подчеркивается, что именно мы ходили в музей).

2. Мы ходили в музей. (Утверждается, что ходили).

3. Мы ходили в музей. (Делается акцент на том, куда ходили).

Слово, стоящее под ударением, может выделяться с помощью разных средств. Если подударенное слово стоит не в конце предложения, то оно выделяется силой (интенсивностью) словесного ударения, повышением тона голоса, увеличением длительности его звучания. Если подударное слово стоит в конце предложения, то оно выделяется только длительностью, замедлением темпа.

Неправильное размещение смыслового ударения искажает смысл высказывания или его интонационный рисунок, типичный для русской речи.

Упражнение 118.

Прочитайте предложения, расставьте словесные ударения. Затем прочитайте, делая логическое ударение на выделенных словах.

1. Я подарил брату книгу.

2. Я подарил брату книгу. 3. Я подарил брату книгу. 4. Я подарил брату книгу.

Упражнение 119.

Прочитайте с разным логическим ударением предложение: Летом мы отправимся в туристический поход, отвечая на вопросы:

1. Когда мы отправимся?

2. Кто отправится?

3. Отправимся ли?

4. Куда отправимся?

5. В какой поход?

Упражнение 120.

Прочитайте вопросительные предложения, перемещая в каждом из них смысловые ударения в зависимости от ответов, данных в скобках.

2. Он купил билеты на поезд? (Да, купил. Нет, на самолет).

3. Вы были вчера на заседании? (Нет, был декан. Да, был. Нет, на конференции).

4. Ты пойдешь завтра в театр? (Да, в театр. Нет, в кино. Да, пойду. Нет, буду вечером заниматься. Нет, сегодня. Да, завтра. Нет, сестра. Да, я).

Упражнение 121.

Из данных в скобках ответов выберите соответствующие вопросу, учитывая указанное смысловое ударение. Постройте и прочитайте диалоги, соблюдая правильное ударение в вопросах.

1. Художник много ездил по Средней Азии? (Да, по Средней Азии. Нет, ездил писатель. Да, много.) 2. Художник путешествовал с другом? (Нет, с проводником. Да, путешествовал. Да, художник.)

Мелодика. Повышение или понижение высоты основного тона голоса называется мелодикой. Мелодика является важным средством передачи и восприятия смысла речи, средством выражения различных синтаксических и эмоционально-экспрессивных значений. С помощью мелодики выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действиям, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д. Предложения, состоящие из одних и тех же слов и одинаковые по синтаксическому построению, в зависимости от особенностей мелодики могут приобретать разный смысл, например: Она не придет. Она не придет? Она не придет!

В русской речи различают четыре вида мелодики:

3. Восходяще-нисходящая, то есть повышение тона в начале и понижение в конце, в результате чего наблюдается своеобразный излом мелодической линии, воспринимающийся как пауза; такое движение тона характерно для произнесения обособленных оборотов и придаточных определительных, стоящих в середине предложения;

4. Ровная мелодика, то есть одинаковая высота тона на протяжении определенного отрезка речи, характерная для произнесения вводных и вставных конструкций, обращений.

Упражнение 122.

Сравните предложения, отличающиеся мелодикой.

1. Книги встречают нас в раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. (К. Паустовский)

2. Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? (А.Пушкин)

3. Нет на свете человека счастливей меня!

4. Скромная природа тех мест, где я провел первые годы моей сознательной жизни, не блистала пышной красотою. (И.С. Микитов)

5. Всякое искусство – и об этом очень хорошо знают актеры на сцене – есть диалог между художником и публикой. (В. Солженицын)

Упражнение 123.

Фразы разной интонационной структуры произнесите с правильной интонацией.

1. Конференция по русскому языку переносится на следующую неделю. Разве конференция по русскому языку переносится на следующую неделю? Неужели конференция по русскому языку переносится на следующую неделю? Переносится ли конференция по русскому языку на следующую неделю? Точно ли конференция по русскому языку переносится на следующую неделю? Почему это конференцию по русскому языку перенесли на следующую неделю? Как могли перенести конференцию по русскому языку на следующую неделю!

2. – Какой сегодня день?

– Сегодня суббота.

– Сегодня суббота?!

3. – Кем он работает? Инженером?

– Какой он инженер! Знаю я таких инженеров!

4. Мы сегодня были на концерте Кумуш Раззаковой. Какой замечательный голос!

5. Дайте, пожалуйста, эту книгу. Дайте эту книгу. Дайте мне книгу немедленно! Не дадите ли вы мне эту книгу?

Упражнение 124.

Прослушайте текст. Проследите за мелодикой предложений. Прочитайте вслух. Выделите и читайте синтагмы, отличающиеся нисходящей и восходящей мелодикой.

Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, мимо кустов, птиц, детских личик, провожающих нас взглядами где-то на пороге ворот… Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке – видим ли мы ее? Утка опрокидывается головой вперед в воду – замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

Ее нет! Где она? Она плывет под водой… Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется, утирается после купания всем небом.

Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволяю себе поэтому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался мне особенно красивым. Может быть потому, что я несколько лет не встречал его на своем пути.

(Ю. Олеша)

Комментарии к тексту: обаятелен (кр. ф. прил. обаятельный) – обладающий притягательной силой, очаровательный; метафора – слово, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии.

Задания к тексту:

1. Определите основную мысль текста.

2. Объясните, почему в тексте много вопросительных и восклицательных предложений. Прочитайте поочередно повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

Пауза. Остановка, перерыв в звучании называется паузой. Пауза является средством членения речевого потока на звенья. По продолжительности различают паузы большие и малые, что условно принято обозначать - //, /. В письменной речи паузы обозначаются различными знаками препинания: точкой, двоеточием, тире, запятой, точкой с запятой, однако полного соответствия между паузами и знаками препинания нет.

Сравните: На небе / неподвижно стоят перистые облака,/ похожие на рассыпанный снег//.

На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег.

(А.П.Чехов)

Николай Ростов отвернулся / и как будто отыскивая что-то / стал смотреть вдаль...

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая что-то, стал смотреть вдаль…

(Л.Толстой)

Иногда перерыва в звучании нет, однако изменение мелодики, темпа, стык смысловых ударений на слух могут восприниматься как пауза, например: За заводами кончался город / и начиналось поле. (А.Чехов); Встает заря / во мгле холодной. (А.Пушкин)

Пауза является средством подчеркивания смысловых и эмоциональных отношений, например: Лес рубят / щепки летят (пословица); В углу стоял медведь / из шоколада.

Упражнение 125.

Прослушайте предложения и скажите, чем они различаются по смыслу и интонации. Повторите их за диктором или преподавателем.

И поверженная, черемуха не отстала от своих соседок –

И поверженная черемуха не отстала от своих соседок.

Расставьте знаки пауз.

Упражнение 126.

В следующих предложениях укажите возможные паузы. Расставьте, где нужно, знаки препинания. Объясните, как изменяется смысл при изменении места паузы.

Образец: Казнить,/ нельзя помиловать.

Казнить нельзя,/ помиловать.

1. Девушка пыталась развлечь его рассказами. 2. Оля говорила мать больна. 3. Утомленная Маша заснула сидя за столом. 4. Женя чувствовала сестра просто так не уступит. 5. Этот человек не раз говорил брату Антон никогда не был учителем. 6. Сережа сказал Петя уже давно ушел домой.

Упражнение 127.

Прочтите приведенный текст, соблюдая правильную интонацию. Спишите этот текст, проследите, всегда ли паузы совпадают со знаками препинания.

Очевидно, в природу надо входить, как входит каждый, даже самый слабый звук в общее звучание музыки. Природа будет действовать на нас со всей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.

Пейзаж – не довесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание.

Проще говоря – природу надо любить, и эта любовь, как и всякая любовь, найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.

(К.Паустовский)

Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста. Передайте содержание текста.

Темп. Темп (скорость) речи зависит от быстроты следования одного звука за другим. Ускорением и замедлением темпа передаются смысловые оттенки высказывания. Быстрый темп используется для создания впечатления динамичности событий, например:

Швед, / русский – колет,/ рубит,/ режет.//

Бой барабанный,/ клики,/ скрежет/

Гром пушек,/ топот,/ ржанье,/ стон/,

И смерть, и ад со всех сторон. (А.Пушкин)

Замедлением темпа выделяется наиболее важное в смысловом плане слово. Это придает ему особую весомость, торжественность, например: Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее – иль пусто,/ иль темно…

(М Лермонтов)

Тембр. Предложения могут быть произнесены с различной эмоциональностью. Например, фраза «Благодарю вас», может выражать простую благодарность, высказанную как бы мимоходом, с минимальной эмоцией, или большую признательность или, наконец, глубокую, искреннюю благодарность. Но эта же фраза может выражать и злую иронию, если она сказана с другим тембром, « с иронией в голосе». Все зависит от тембра: тембр голоса при благодарности и при иронии будет разным.

Когда говорят: «Это было сказано с радостью в голосе», или «с ненавистью», или «с изумлением», «с нежностью», «с любовью», «с презрением», тогда имеется в виду тембровая окраска.

Упражнение 128.

Прослушайте текст. Понаблюдайте за темпом (замедления отмечены разрядкой, ускорения – курсивом). Обратите внимание на темп повествования в первой части текста и во второй.

Лес и степь.

Вы отъехали / версты четыре. Край неба / а л е е т; в б е р е з а х / просыпаются,/ неловко перелетают галки;/ воробьи чирикают около черных скирд. Светлеет воздух,/ видней дорога,/ яснеет небо,/ белеют тучки,/ зеленеют поля. А между тем / заря разгорается,/ вот уже золотые полосы протянулись по небу,/ в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют,/ предрассветный ветер подул,/ и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком;/ сердце в вас встрепенется как птица.

Свежо,/ весело,/ любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей/ д е р е в н я;/ вон подальше / д р у г а я,/ с белой церковью,/ вон березовый лесок на горе;/ за ним болото,/ куда вы едете. Живее, кони,/ живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось,/ не больше. Солнце быстро поднимается;/ небо чисто. Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни/ к вам навстречу. Вы взобрались на гору… Какой вид!

(И.Тургенев)

Комментарии к тексту:

Верста – русская мера длины, равная 1,06 км; алеть – становиться алым (ярко- красным); скирда – большой, обычно продолговатый стог сена; потянулись – начали двигаться одна за другой; клубиться – подниматься клубами (шарообразно); встрепенуться – внезапно вздрогнуть.

Прочитайте текст, делая смысловые ударения на выделенных (жирным шрифтом) словах. Прочитайте текст еще раз; следите за темпом речи и тембровой окраской эмоциональных восклицаний.

Упражнение 129.

Произнесите предложение, соблюдая тембровую окраску.

1. Зачем ты это сделал? (угроза);

2.Зачем ты это сделал? (обычный вопрос);

3.Зачем ты это сделал? (душевная боль);

4.Зачем ты это сделал? (отчитывание);

5.Зачем ты это сделал? (сильное чувство сожаления);

6.Зачем ты это сделал? (недоумение);

Упражнение 130.

Прочитайте предложения:

1. Мороз и солнце, день чудесный! (А.Пушкин)

2.Погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. (А.Чехов)

а) тоном диктора телевидения, сообщающего прогноз погоды; б) тоном человека, который уснул под завывание метели и утром удивился перемене погоды; в) тоном ученика, скучающего на уроке и с тоской глядящего в окно; г) тоном пушкинского героя, который радостно будит спящую подругу, предвкушая веселую и приятную прогулку.

Повторите каждый вариант интонирования вместе с преподавателем, а затем самостоятельно.

Упражнение 131.

Составьте предложения с обращениями. Произнесите каждое обращение: а) ласково; б) иронически; в) раздраженно–гневно. Укажите особенности каждого варианта интонирования.

Основные функции интонации. В русской речи интонация выполняет пять основных функций: смыслоразличительную, выделительную, объединительную, разграничительную, эмоционально – экспрессивную.

Смыслоразличение – это основная функция интонации. Интонация используется для различения смысла и оттенка смысла высказывания. Важнейшими средствами смыслоразличения являются логическое (смысловое) ударение, мелодика и паузы (их место и количество).

Своеобразная мелодика и тембр могут придать высказыванию противоположный смысл, например: Замеча-а-ательно! Красота-а! (произнесено восторженно - одобрительно, со значением «что-то хорошее, достойное похвалы и восхищения») и Замеча-а-ательно!, Красота-а!.. (произнесено иронически–неодобрительно, со значением «что-то плохое, вызывающее возмущение» и т. п.).

Со смыслоразличительной функцией тесно связана выделительная функция интонации. Усиление словесного ударения и замедление темпа речи служат для выделения в потоке речи наиболее важных по смыслу слов. Замедлением темпа выделяется наиболее важное предложение.

Объединительная функция интонации проявляется в том, что с помощью интонации (точнее мелодики) слова объединяются в синтагму, синтагмы – в предложения, а предложения – в так называемое сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое).

Разграничительная функция интонации проявляется в том, что интонация расчленяет речевой поток на предложения, синтагмы, слова и служит одним из звуковых средств выражения синтаксического членения речи.

Эмоционально-экспрессивную функцию интонация выполняет, когда используется для выражения эмоционального состояния говорящего (то есть его настроения), а также для выражения отношения говорящего к тому, о чем он говорит. Основными средствами обозначения эмоционально - экспрессивных оттенков русской речи служит тембр и мелодика.